ДУХОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА, КАК ОСНОВА ДЛЯ ПОНИМАНИЯ СИСТЕМНОГО МИРОВОЗРЕНИЯ
Потребность в созерцании, в познании (знании) единства мироздания и человека или единой /целостной, все охватывающей, завершённой/ “картины мира”, “устройства мироздания”, “вселенной” является основой для понимания системного мировоззрения, поиска структуры, ключа в сознании, синтеза фундаментальных наук систематизируемых философией. Нет другого всеединого знания кроме знания себя /разумного человека/, природы /вселенной/ и бога /высшие умозрительные, абстрактные, вне опыта 5-ти чувств - трансцендентальные идеи/. Кто познал себя, природу и бога, тому больше нечего познавать, ибо всякое другое знание - есть знание связи их частей. Данная потребность удовлетворяется через поиск и достижение следующей системы знаний: а) знание Человека /основные темы и вопросы: триединство тела, души и духа, их потребности, строение и функции /анатомия, физиология, психология/; периоды жизни; причины болезни и смерти; биологическое и духовное рождение человека; эзотерические и оккультные /скрытые, тайные, сокровенные/ учения о человеке; состав человека /системы делений на 2,3,4,5,6,7,9/ и его связь с природой; источники телесных и душевных сил; источники, виды и методы познания; признак, образ, понятие, символ; категории познания, законы мышления; факты, законы, принципы; критерии (мера) истины; априори и апостериори; опыт (умение) и знание; гипотеза и вера; догмы, аксиомы и теории; этические идеи и идеалы; конечная цель (смысл) существования; свобода воли /знание, способности, возможности, свобода выбора/, пути и средства к самоуправлению (лечению) и совершенствованию/. Всё это изучают следующие фундаментальные науки: биология, анатомия, физиология, психология общая и нейропсихология, антропология, теория познания и логика, социология и история, социальная психология, этика; б) знание строения системы природы /основные темы и вопросы: уровни организации и формы существования материи; взаимосвязь и отношение в трёх мирах /царствах/ - физико-химическом (минеральном), растительном и животном; классификация вещей, существ, сил, процессов и явлений в трёх частях Природы; телесная и душевная связь человека с природой; эзотерическое и оккультное учение о Природе и её связи с человеком/. Всё это изучают следующие фундаментальные науки: физика, химия, астрономия, астрология, геология, биология, медицина; в) знание высших идей /основные темы и вопросы: первые принципы, причины и начала/; единство противоположностей; сущность триединства; “мировое яйцо”, космологическая проблема, знание “семяни всех вещей”; Бога, как живого и единого творца вселенной; абсолюта, первой субстанции материи и души; классификация знаний фундаментальных теоретических наук, иерархия всех уровней /планов/ жизни единого бытия, взаимосвязь вещей и явлений, их необходимость и целесообразность в структуре всезнания, универсальные /общие/ законы существования и изменения, круговорот /повторяемость, закономерность, цикличность/ появления, существования и исчезновения вещей и явлений, эволюции-инволюции, конечная цель существования и стремления человека, природы и Бога/. Всё это изучает метафизика и теология как её религиозное начало. Познание природы /Макрокосмос/ и идей метафизики есть стремление человеческого духа к высшему свету просвещённости, а познание самого себя /Микрокосмос/ есть его стремление к мудрости. О потребности знания говорили уже древние оракулы, считавшие, что “знание - сила”. Аристотель - “глава мудрецов”, как его называл великий Авиценна, своё бессмертное произведение “Метафизика” начинает со слов: “Все люди от природы стремятся к знанию”. Аристотель также считал, “что мудрость есть наука об определённых причинах и началах”. Эта потребность порождает синтез наглядно-опытных и экспериментально-научных представлений о природе и человеке, связанных с идеями философии и религии, расширяет границы сознания и самосознания. Даёт знание смысла существования природы - высшую цель человека /счастье или высшее благо/ и назначение человека /познание себя и бога/. Способность говорить не есть главная отличительная черта человека от животных. Сотворив мир, Бог единственно только человеку среди всех своих творений дал возможность (способность) познать Себя. Создавая человека “по образу и подобию Своему” /иудаизм, христианство, мусульманство/, Бог наделил его духовными потребностями, среди которых самой главной является познание Себя - это конечная цель и высшее назначение человека. С появлением и удовлетворением данной потребности полностью исчезают все неестественные и не необходимые телесно-душевные потребности. Потребность достижения высших состояний постижения истины, интуиции, мудрости, божественного знания и блаженства лежит в основе удовлетворения потребности в созерцании. А удовлетворение потребности в интуиции приводит к : (1) познанию сущности “Я”, его постоянной вечной основы /санск. пуруша или атман/ и его условности и изменчивости /”Я - душа тела”, “Я - личность”, “индивидуальное Я”/, (2) спасению (освобождению) от неведения и привязанности к объектам 5-ти чувств, прекращению всех видов страданий /санск. кайвалья, мокша/, (3) обретению /достижению/ внутренней свободы духа над природой души и тела; (4) отсутствию привязанности к личной и социальной определённости /”Я - концепция”/ без утраты добродетелей и способностей /”чтобы быть всем, надо быть никем, чтобы быть везде, надо быть нигде” - постулат высшей магии/; (5) сверхсознанию /асам праджнята/, интуиции (мгновенное, непосредственное, прямое, без анализа и синтеза, ясное усмотрение, “озарение”, видение истины-сущности вещи, смысла явлений, событий и их связей, происходящее без чувства напряжения и усилия - спонтанность процесса познания, сопутствующее вдохновению и чувству абсолютной уверенности/; (6) слиянию (не различение) познающего /”Я - субъект”/ и познаваемого /”не - Я”, объект, вещи и явления/, (7) способность “входить” (“проникать”) в суть (сущность, смысл) всякой вещи и явления через ощущение, воображение, сочуствие (“сочуствование”), сопереживание и понимание, (8) познанию трансцендентального /”вещь в себе” или “вещь сама по себе, как она есть”/; (9) познанию сущности времени /как счёт изменениям, процессам, движениям/, названия его направления /прошлое - как память и причина настоящего, будущее - как представление и возможное следствие (результат) настоящего и всегда реально существующее - само настоящее, относительности времени /ускорение и замедление/, длительности времени /предел скорости восприятия и изменения/ до вечности /эволюционно-инволюционный круговорот материи и духа в звёздно-планетных системах/; (10) познанию сущности единого пространства, его бесплотность, абсолютная нейтральность(отсутствие взаимодействия и сопротивления материи), непрерывность (неразрывность), изотропность /равнозначность всех направлений/, симметричность - три противоположных направления (верх-низ, правое левое, перед-зад) или числа измерений (высота, ширина, длина), измерение величины протяжённости посредством вещей /от предела деления формы - массы покоя до бесконечной, не имеющей материальных границ вместимости, за которой один Бог/; (11) познанию Шуньявады - “Великой Пустоты”, в которой всё возникает (рождается), всё содержится (существует, живёт) и в которой всё исчезает (разрушается, умирает) /Буддизм/; (12) познанию Алая Виджняна - хранилища знания Вселенной, неограниченное временем и пространством, океан мыслей, творящий и уничтожающий вещи /Буддизм/; (13) познанию Бхутта Татхагата - истинной реальности, чистого бытия, сущности первоосновы /Буддизм/, (14) познанию Ниргуна Брахман - Бог, лишённый качеств, не воспринимаемая первопричина и первооснова Вселенной /Веданта/; (15) познанию Дао - “отец и мать всех вещей”, “корень Неба и Земли” /Даосизм/; (16) познанию Тай-цзы - “Великий предел” /Даосизм/; (17) пониманию восхитительного строения Вселенной и ее бесконечной справедливости, «книсе» (чень-син) – постижению сущности человеческой природы, «устранению преграды» или «умственному озарению и внутреннему изменению в сознании человека, позволяющие ему создать мир вечной гармонии и красоты», «новому рождению» (Дзэн-буддизм); (18) познанию Эйн-соф - “Абсолют”, постоянное, неизменяемое, вечное, ничем не обусловленное и независимое существование, “запредельное”, “бесконечное”, ”неизречённое” /Каббала, оккультизм/; (19) познанию мировой пралайи /санск. - растворение в первооснове вещей, мыслей, восприятий, равновесие противоположных качеств, момент отсутствия воздействия (соединения) духа-знания /пуруша/ на материю /пракрити/, разрушение мира, “конец света”, “закат звёзд”, одинокое пребывание духа /санск. пуруша, атман/ в “Ночи Брамы” до нового сотворения мира; (20) познанию источника жизненной энергии тела и нервно-психических процессов / пневма, ”животные духи”, “животный магнетизм”, прана, ци (чи), биоэнергия/, обретению (достижение) внутренней свободы духа над природой души и тела, (21) умению полностью выделять “астрал” из тела; (22) знанию своей смерти и умение по своей воле умереть /покинуть тело и уйти в “царство мёртвых”, “вернуться к предкам”, в “вечную обитель”, “царство небесное”, “ад или рай”, исчезнуть в небытие, уйти в состояние после смерти и до нового рождения /тибет. Бардо Тходол/, войти в паранирвану, абсолютное божественное Самадхи, умереть когда угодно Богу - отцу и Природе - матери. Всё это достигается (1) изучением философии /Джнана-йога/, (2) подготовкой (тренировкой, контролем) тела /санск. Хатха-йога/, (3) управлением дыханием и его ритмом /санск. пранаяма/, (4) медитативным опустошением содержания сознания с сохранением самосознания /”Я - есть”/ и торможения психофизических процессов всех видов восприятия, работы памяти /узнавание и воспоминание/, воображения (представления) и мышления, которые порождают ограниченное предметное пространство и время, как изменение и счёт процессам в природе вещей и переживание длительности собственных психических процессов /санск. Раджа-йога, царственная йога/. В восточной философии и религиозных учениях говорится о том, чтобы понять таинство жизни, необходимо найти и постичь “1001 имя Аллаха, Бога, Абсолюта, Высшего Разума”. В индийской философии и священных писаниях существуют понятия, обозначаемые атман, брахмо и пуруша, описывая их, представим несколько этих имён, которые можно выразить в словах: Истина, Реальность, Абсолютный субъект, Атман, Брахмо, Пуруша, Верховное Начало, Высшее Я, беспредельный совершенный дух, существующий вне времени и пространства; То, что неограниченно противоположностями и вездесущно, То что находится за пределами материального существования и ни в чём не нуждается, То, что не рождено и не подвержено разрушению и смерти, То, что само себя освещает светом истины. Причина, основа и источник знания. Абсолютно спокойная и вечная душа, духовная (нематериальная) основа живой души, одинокий, бесстрашный, не к чему не привязанный созерцатель, в котором нет различения на познающего, познание и познаваемое. То, что познаёт, но само лишено формы, движения и качеств (санск. гуны - саттва, раджас, тамас). |