МИРОВОЗРЕНИЕ АБУ АЛИ ИБН СИНО
Рассматривая классификации наук ал-Кинди и ал-Фараби, ученых, которые занимались интеллектуальными знаниями и, по толкованиям Священных Писаний предшествовавших мудрецов, пытались в обобщенном виде все охватить как можно полнее и в тоже время наиболее коротко и понятно. Но на наш взгляд было бы что то недосказано, если бы мы не обратили бы внимание и на труды Ибн Сино. Отдавая дань уважения перед Великим Учителем, цитируем под нашим углом зрения, сжато его произведения на эту тему. I. МЕТАФИЗИКА Во имя бога милостивого и милосердного, и да благословит он своего пророка Мухаммада и всю его семью. НАЧАЛО ВЫСШЕЙ НАУКИ. ПЕРВАЯ ГЛАВА О ЧИСЛЕ ФИЛОСОФСКИХ НАУК В каждой науке есть то, что изучается как (предмет) этой науки. Предмет этот бывает двоякого рода: первый, существование чего происходит от нашего действия, а второй, существование чего не происходит от нашего действия. Примером первого являются наши действия, примером второго - земля, небо, животные, растения. Вследствие этого и философские науки разделяются на два вида: первый осведомляет нас о наших собственных действиях и называется практической наукой, так как польза ее в том, что она учит нас, что мы должны делать, дабы устроить наши дела в этом мире и чтобы можно было надеяться на спасении в том мире. Второй осведомляет нас о состоянии бытия вещей, чтобы наша душа обрела свою форму и была счастливой на том свете, как это будет объяснено в своем месте; эта наука называется теоретической. Каждая из этих двух наук распадается на три (науки). Практическая наука распадается на следующие три (науки); Первая наука - наука об управлении народом, дабы необходимое для него сообщество было упорядочено. И эта (наука) бывает двух видов: 1) о том, какими должны быть религиозные законы, 2) политика. Первый из них - основа, а второй - ответвление и следствие. Вторая наука - об управлении домом, дабы то сообщество, которое образуется в доме между женой и мужем, отцом и детьми, хозяином и слугой, было упорядочено. Третья наука - о себе самом, то есть каким должен быть человек по отношению к самому себе. Стало быть, поскольку человек бывает или в отдельности, или в сообществе, а сообщество бывает или между членами семьи, или между земляками, то и практическая наука должна разделятся на три вида: первая - наука об управлении городом, вторая - наука об управлении домом, третья - наука об управлении самим собой. Теоретическая наука тоже разделяется на три вида (вставка сост.): 1) первый называется высшей или первичной наукой, его называют также наукой о том, что лежит вне природы и существование их совершенно не связано с чувственной материей, с соединением и движением и не нуждаются в материи и движении, так что их следует представлять себе вне связи с материей и движением, как например, разум, бытие, единство, причинность, причинная обусловленность и тому подобное, ибо все это можно представить себе отдельно, независимо от чувственных вещей, так как они сами отдельны от чувственного, а некоторые из них никогда не могут быть связаны с материей, как разум и истина. Возможно, некоторые, соединяются с материей и движением, но это не вытекает с необходимостью из их природы, как например, причинность, которая может быть в теле, а может быть и качеством разума, эта наука называется «метафизикой»; 2) второй называется средней наукой (математикой) или той, которая познает характер вещей, существование которых необходимо связано с материей, но у которых нет определенной свойственной им материи, как например, фигуры или числа в том значении, в котором они изучаются наукой называемой «метафизикой». Эта наука изучает вещи, хотя существование их и не отделимо от чувственной материи и вещи, которые находятся в движении, но мысленно их можно отделить, так как для их определения нет необходимости связывать их с какой-либо из чувственных материй или с чем-либо движущимся, как например, треугольность, квадратность, окружность, длина (которые могут быть и в золоте, и в серебре, и в дереве, и в глине), тогда как человечность и все ей подобное не может быть определено иначе, как с определенной материей, и даже в воображении ее нельзя отделить от материи. А треугольник и квадрат, несмотря на то, что они не существуют вне какой-либо материи, все же можно определить без материи и вообразить без нее; 3) третий называется низшей или наукой о природе (физика), познающей предметы, которые существуют в материи и определить и представить которые можно лишь в связи с материей и в состоянии движения. «Каждая наука имеет свои принципы и проблемы. Принцип - это определения и посылки, из которых составляются ее силлогизмы. Эти посылки являются или необходимо-принятыми, или допустимыми в силу благонадежности учителя, от которого исходит знание, или допустимыми до той поры, пока душа изучающего не усомнится в них. Что касается определений, то они подобны определениям, приводимым для установления предмета науки, ее частей и мельчайших деталей, если таковые у нее имеются. Посылки, допустимые в силу благонадежности учителя и определения объединены общим названием положения. Однако некоторые из этих допустимых посылок именуются аксиомами, а другие - постулатами. Если какая-либо наука обладает аксиомами, то, непременно, они предшествуют ей и двигают науку. Необходимо-принятые посылки не поддаются перечислению, но они свойственны науке и воздействуют на все посылки. Каждая из них является аксиомой науки, но доказательство истинности их возлагается на другую науку». «Большинство аксиом частной науки заключается в иного рода предметах. Для общей науки верным и достойным изучения является высший предмет, хотя очень часто принципы общей высшей науки получают подтверждение своей правильности и в частной низшей науке. Бывает, что высшая наука есть наука, над которой возвышается другая наука, и она восходит к науке, предметом которой является бытие как таковое, и исследует его существенные признаки. Это и есть наука, называемая высшей философией». ОБЪЯСНЕНИЕ ПРЕДМЕТА ЭТИХ ТРЕХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ НАУК ДЛЯ ОБНАРУЖЕНИЯ ПРЕДМЕТА ВЫСШЕЙ НАУКИ Из этих трех наук ближе всего к людям и к их пониманию наука о природе, но в ней особенно много неясностей. Предметом этой науки является чувственное тело, поскольку оно находится в движении и изменении, ограничено и состоит из частей. Другая наука - математика, в которой меньше неясностей и путаницы, потому что она удалена от движения и изменения и предметом ее в общем является «количество», а если ее расчленить, - то мера и число. Геометрия, арифметика, астрономия; музыка, оптика, механика, наука о движущихся сферах, наука о приборах и тому подобное входят в состав математики. Предметом же высшей науки не являются отдельные вещи, предмет ее - абсолютное бытие, поскольку оно абсолютно. Содержанием ее вопросов являются те состояния бытия, которые происходят из самого бытия и неотъемлемо присущи ему, как мы об этом говорили при изучении доказательства. В дальнейшем будет объяснено, что эти состояния являются теми состояниями бытия, которые исходят не из его количества или движения, которые, одним словом, не являются предметом двух других наук, математики и физики, а исходят исключительно из бытия как такового. Приведем пример этих трех (состояний). Четность и нечетность, круглость и треугольность, длина присущи бытию не потому, что оно является бытием; сначала должно быть число, чтобы была четность и нечетность, так же как нужна величина, чтобы была круглость, треугольность и длина. Бытие белизны и черноты проистекает не из того, что они являются бытием, и не потому, что они являются числом или величиной, а потому, что они свойственны телам, которые подвержены движению и изменению. |