РАЗРАБОТКА КЛАССИФИКАЦИИ НАУК АБУ НАСРОМ АЛ – ФАРАБИ

Одной из наиболее примечательных сторон философской системы ал-Фараби является его учение о познании, которому он уделял большое внимание во многих своих трактатах: «Филосовские вопросы и ответы на них»; «Сущность мудрости»; «Комментарии»; «Гражданская политика»; «О началах существования форм и акциденций» и др. В этих трудах освещались такие вопросы, как возникновение человеческого знания, его отношение к реальности, познание объективной действительности, степень познаваемости мира, формы и виды познания, взаимоотношение конкретного и абстрактного в познании, взаимосвязь тела и души и др.
Знание он разделял на практическое, которое называет ремеслом и искусством, имея ввиду обладание техникой какого-либо вида работы, и на теоретическое, охватывающее все виды науки (Фараби, О достижение счастья, Ташкент, 1963, с. 252…281; Аль Фараби, Социально – этические трактаты, Алма-Ата, 1973). Объектом последнего являются реально существующее бытие и его различные свойства и качества. Он пытался выяснить характер, задачи и общественную пользу конкретных наук в общей системе теоретического знания и предъявлял большие требования к ним, разделяя их на группы. В сфере теоретического знания главное место у него занимает философия.
В сфере теоретического знания философию ал-Фараби определял как науку об общих свойствах и законах бытия и характеризовал ее отношение к конкретным наукам, как отношение общего и частного (Очерки по истории общественно – философской мысли в Узбекистане, с. 67).
Вопросу классификации наук ал-Фараби посвятил самостоятельный труд «Книга о классификации и определении наук» (Фараби, Ихсо ал-улум, Кохира, 1948). Этот его труд стал широко популярен как на Востоке, так и на Западе. Последующие исследователи рассматривали его, как энциклопедию науки.
В его введении ал-Фараби указывал, что цель книги заключалась в последовательном перечислении общепринятых наук, рассмотрение содержания разделов и частей каждой из них в отдельности, чтобы тем самым дать возможность читателю сопоставить эти науки и определить, какая из них более полезна, убедительна и аргументирована. Ал-Фараби не ограничивается простым перечнем различных отраслей наук, а подробно останавливается на предмете и задачах каждой из рассматриваемых областей знания.
Деля все науки на пять крупных групп (сравни в индуизме с пятью пределами разума личности – Махабхарата, Мокшадхарма – Основа Освобождения), он выражает свое отношение к каждой из них.
I. Наука о языке (языкознание).
Слова.
Правила слов (морфология):
1. Наука простых слов;
2. Наука сложных слов;
3. Наука правил простых слов;
4. Наука правил сложных слов;
5. Наука правил правописания;
6. Наука правил правильного чтения;
7. Наука правил стихосложения.
Правила (элементы синтаксиса):
1. имя существительное и глагол, находясь в составе одного предложения в определенном порядке, (означают) выражают данное понятие;
2. правила, предназначенные для выражения состояния сочетаний и порядка слов, т.е. правила, которые означают порядок словосочетаний и их состояние в том или ином языке.
[Примеч. ред. – В буддизме – в восьмеричном пути Будды все также начинается со Слова. В христианстве: «В начале было слово.» (Ев. Иоанн.)].
II. Наука логики
( От ред. – В древности разделялась на: 1. 7 форм абстракций письма: в иудаизме – аггада и hалаха; в христианстве – притча; в исламе – калам и хадис; 2. 13 силлогизмов устной речи, например, в иудаизме здесь вводится понятие о необходимости перевода «косноязычной речи» Писаний в устную, красно-язычную речь, мудрецов Йисраэйля, с помощью 13 видов «hалахического мидраш», в христианстве – Святой Дух и 12 посланцев Живого Слова.)
Логика, по ал-Фараби, - это наука о законах и правилах мышления, при помощи которых человек может воспитывать мышление, сделать свою речь ясной, последовательной, не допускать логических ошибок в процессе суждений (В индуизме этому вопросу уделяется место, например, в Махабхарате, Мокшадхарма). Затем он рассматривал все части и разделы логики, описывал разнообразные средства выражения мысли и дал подробную характеристику сочинениям Аристотеля по логике.
Рассматривая логику, как грамматику мышления, он указывал на общечеловеческий характер логических категорий и законов, на наднациональный характер языка. Логические категории ал-Фараби анализировал в связи с языковыми средствами, формами их выражения, дал характеристику различных видов рассуждений: доказательных, диалектических, риторических, софистических, поэтических (форм абстракций письма) – с точки зрения их логической структуры. В конце раздела последовательно изложено значение работ Аристотеля по логике: «Категории»; «Бариминийас»; «Первая аналитика» и «Вторая аналитика»; «Топика»; «Софистика»; «Риторика»; «Поэтика»; - рассматривая их с позиции форм выражения логической мысли.
III. Умозрительные науки
(От ред. – В иудаизме здесь вводится понятие «иудея возвысившегося в Йисраэйль, т.е. туда, где Есть Прямое Видение Бога, и потому внимательно Его слушающего; в христианстве и исламе: «Имеющий (духовное) ухо, да слышит!».)
Математика, изучающая количественные, пространственные и другие отношения предметов, разделяется на семь самостоятельных наук. Выделяя математику ал-Фараби подчеркивает ее связь с логикой, состоящую в абстрактности той или иной науки. Внутренняя архитектоника математики – от арифметики к геометрии, от геометрии к оптике, затем к наукам о звездах, музыке (как уделяющей внимание гармонии звуков), науке о тяжестях и науке о искусных предметах – представлял собой движение мысли от абстрактного к конкретному.
1. Арифметика – это наука о числах, возникшая «благодаря тому, что субстанция может быть разделена многими способами и содержать различные части» (в иудаизме – народ Йисраэйля). «наука о числе – это наука об умножении одних частей субстанций на другие, о делении одних на другие, о прибавлении одних к другим, о вычитании одних от других, о нахождении корня всех тех частей, которые имеют корни, о нахождении их пропорций и т.д. Арифметику он делит на: 1. Прикладную, которая изучает числа, поскольку они представляют исчисляемые предметы… Эта наука служит людям в торговых и гражданских отношениях; 2. Теоретическую, которая исследует числа только в абсолютном отношении, потому что они абстрагируются в представлении от тел и всего того, что поддается перерасчету.
[От ред. – Здесь, по большому счету нельзя причислять их к понятию «Абсолюта», потому что рассматривается не абсолютное, а относительное – отношение. Поэтому то современная, практически – материально озабоченная наука и отвергает теоретический - философски религиозный принцип познания. Так как наверняка путает математически терминологические понятия, в силу принятого между людьми математического закона: «Подобные величины, при их делении (отношении) друг на друга, сокращаются, а результат вычислений условно принимается за безотносительную - абсолютную величину». И действительно абсолюта, который никем не может быть сокращен. Так и мы, обладая относительным, рациональным своим языческим мышлением, прибегая к математике, в кругу привычных условностей в своем уме, так же, естественным образом, можем «сократить» и отвергнуть существование не только Бога, но и бытия, и жизни вообще, как таковой. Примером может служить высокоразвитая физика, в которую при ее создании, при переходе от общего к частному, не входила задача определения понятия жизни, поэтому то в ее состав и не вошли те аксиомы, которые эту жизнь утверждают, так как эту задачу, в древности, решала ее сестра - метафизика. Но, отвергнув последнюю, материалисты до сих пор удивляются: «Как это так, что физика, несмотря на свою популярность и оснащенность современными приборами, в принципе еще не доказала существование жизни. И почему это древние философы, которые с нашей точки зрения не зная уровень современной науки, техники и технологии (которые и «ушли» в эти частности), находили в себе смелость элементарным образом об этом повествовать»].
2. Геометрия
Геометрия возникла благодаря тому, что различные части субстанции приобрели различные формы, фигуры и потребовалась наука для изучения их – это та, «благодаря которой мы узнаем меры и можем сравнивать между собой линии, поверхности и тела». Она также имела подразделы: 1. прикладная; 2. теоретическая. Теоретическая геометрия прямо не относится к реальным телам, но она конкретнее чем арифметика, так как включает в свой состав изучение поверхностей тел.
3. Оптика (наука наблюдений)
Оптика примыкает к геометрии, ибо она также изучает формы, расстояния и состояние предметов, но это осуществляется (через посредника: «Не придавайте Аллаху сотоварищей».) при помощи света и видов лучей, идущих от объекта. Поэтому наука о наблюдении требует познания характера и особенностей распространения света и видов излучения.
В оптику «входит все то, что исследуется геометрией, ибо многое, что в геометрии неизбежно имеет какое то состояние формы, положения, порядка, или чего-либо другого, может показаться обладающим противоположным состоянием. То, что в действительности является , например, четырехугольником, при рассматривании на каком то расстоянии видится круглым; непрерывные величины представляются прерывными, а неравные – равным». Отсюда задача оптики: «Во всем, в чем может ошибиться зрение, объясняются виды уловок для предотвращения ошибок, с тем, чтобы встретить истину в рассматриваемой вещи, ее размере, форме, положении, строении и во всем, где зрение может подвести». ( От ред. - Отсюда возникает недоверие не только к другому человеку, но и к самому себе, что и может приводить к различного рода заблуждениям и являться источником отторжения веры).
4. Астрономия (наука о звездах)
Наука о звездах – «это есть наука о небесном движении, благодаря которой мы узнаем пути планет и противостояния их в их собственных небесах, их движение, отступление и остановки». Это небесное движение, как считал ал-Фараби, можно познать лишь посредством арифметики и геометрии.
Науку о звездах он разделял на две части: 1. астрологию; 2. и астрономию, и отдавая предпочтение астрономии (От ред. – Потому что, в те времена, астрология уже была тщательно проработана. Существовали точные «карты» астрологических расчетов, которые были восприняты от индуизма и зороастризма. Чего то туда добавить или что то там изменить мог только человек вышедший только на духовный уровень «пророка».), описывал ее достоинства как науки, вооружающей человека знанием о небесных телах. Астрономия или математическая наука о звездах, изучает три группы вопросов: 1. формы, величины и положения небесных тел друг к другу; 2. их движение; 3. изучает положение Земли, обитаемые и необитаемые ее части, как планеты, климата, восход и заход Солнца, Луны и т.д. Астрономия еще более конкретна, поскольку небесные тела в известной мере аналогичны земным телам.
5. Музыка (наука о музыке, гармонии)
Наука о музыке также делится на практическую и теоретическую ее части. Практическая часть ал-Фараби относит к искусству исполнения музыкальных произведений при помощи инструментов. Теоретическая часть – это знание о законах и правилах происхождения мелодии и создание музыкальных произведений. Она состоит из пяти разделов: 1. о принципах – началах музыкальной науки; 2. об основах музыкального искусства и извлечении тонов; 3. о разных видов музыкальных инструментов; 4. о видах естественных ритмов, представляющих собой размеры тонов; 5. о составлении музыкальных композиций и мелодий. Он писал: « Что касается музыкальной науки, то она заключается в изучении видов мелодий; того, из чего они слагаются; для чего их слагают; какими они должны быть, чтобы их (гармоничное) действие проникало глубже и трогало сильнее».
6. Наука о тяжестях (взвешивании)
Она изучает вопросы о мерах определения и взвешивания тяжестей и способах перенесения их с одного места на другое по необходимости. Поэтому ал-Фараби вносит понятие о существовании также науки о рычагах.
7. Механика (наука о искусственных приемах)
Это наука об изучении естественного состояния вещей и их сопротивляемости целью создания искусственных вещей и предметов, соответствующих состояниям естественного взаимоотношения различных частей предметов. Ал-Фараби различал измерительные приемы и количественные, подчеркивает необходимость знания этой науки для практики – строительства зданий, архитектуры, изготовления различных приборов. «Науки об искусственных приемах указывают способы познания мер и методов приспособления для реализации их с помощью искусства и взывания их к актуальной жизни в естественных и чувственно воспринимаемых телах». В числе этих наук мы находим алгебру, поскольку посредством ее приемов ухищряются проделать разные вычисления, весьма затруднительные для простых способов. Основные положения ал-Фараби, касающиеся математики, совпадают с современным определением ее как науки весьма (для упрощения расчетов условно) абстрактной, которая с помощью сврих специальных методов: теоретика – множественного, аксиоматического, формально – логического и других, изучает пространственные и количественные отношения и формы, возникающие в природе, Обществе и человеческом мышлении.
Входящие в механику науки являются основой строительной техники, измерения площадей, создания различного рода инструментов, сосудов. Примечательно и то, что «они являются основой практических гражданских искусств», т.е. через технику связаны с науками об обществе и человеке.
IV. Естествознание
В естествознание ал-Фараби включал восемь разделов естественных наук и три раздела наук о божестве.
Естественная наука изучает строение тела, вещества, их свойства, структуру и уровни организации, процессы движения и измерения, о всех тех акциденциях, которые присущи телам природы, о взаимоотношении и взаимодействии природных тел и элементов, растительный и животный мир.
Тела могут быть простыми и сложными, естественными и искусственными. Тело состоит из четырех элементов: огня, воздуха, воды и земли; они и «составляют массу той субстанции, которая находится под кругом луны. Этой наукой завершается познание всех акциденций абсолютной субстанции, находящейся в подлунном мире, и познание всей массы той субстанции, где происходит перемена форм, согласно увеличению или уменьшению».
Естественная наука изучает: 1. начал всех простых и сложных форм, т.е. вопросов для всей природы; 2. простых тел и тех частей и элементов, из которых базируются сложные тела; 3. существование природных тел, их возникновения и уничтожения; 4. свойств, акциденций и взаимовлияние составных частей сложных тел; 5. сложных тел, характера и способа соединения различных частей; 6. того, что объединяет сложные тела с однородными частями, а не с разнородными (например, минералы); 7. растений и их общих свойств, разновидностей, и характерных особенностей каждого из них; 8. животных и их общих свойств, разновидностей, душевных сил и характерных особенностей каждого из них.
Она же, по характеру изучаемого предмета объединяет восемь наук: 1. прогностику; 2. медицину; 3. нигромантию; 4. согласно (мета) физике, науку об образах; 5. агрикультуру; 6. навигацию, 7. алхимию; 8. оптику.
Согласно ал-Фараби, для изучения естественных наук необходимо иметь представление о предыдущих, математических науках. Он как бы пророчески подчеркивал, что благодаря ей: «мы можем устранить вредные последствия, когда пожелаем (используя индивидуальный рассудок – «Мечь Спасителя»), или увеличить их вредное действие (что и наблюдается в настоящее время, с уклоном наук в их кажущуюся материальную практичность)».
Божественную науку многие исследователи трудов ал-Фараби рассматривают как теологию, хотя он сам, для разъяснения, указывает на «Метафизику» Аристотеля, судя по тому, что Бог является предметом и метафизики, так как Он – категория наиболее общая, (действительно) абстрактная, а изучение подобных категорий, т.е. наиболее общих моментов бытия, составляет задачу метафизики (в последствии вылившихся в задачу оккультных наук).
Эту науку ал-Фараби делит на три части изучения:
1. принципов существования предметов;
2. начал и положений, служащих исходными принципами и доказательствами в конкретных теоретических науках, например, в логике и геометрии; природа аксиом и постулатов, а также категории постепенного разворачивания n-мерного мира: точка, поверхность, единичное, частное, общее, множество и др.
3. существ бестелесных и находящихся вне тела; существуют ли вообще подобные существа, оторванные от материи, включая нематериальные предметы, т.е. умопостигаемые (но не отвергаемые) сущности и «основы доказательств теоретических частных наук (в традициях иудаизма во времена существования Первого и Второго Храмов, также допускалось существование частных Мишн, от частных мидраш – интерпретаций Письменной Торы), таких наук, каждая из которых обособляется для рассмотрения чего-либо особо сущего».
В этой науке он четко отделял (но не отвергал) метафизику от теологии и догматического богословия.
V. Наука гражданского правления (юриспруденция и калам)
Эту науку ал-Фараби разделял на два вида:
1. поступки, правила (традиции) и свойства – «поступки и этические нормы», имевших два раздела и науку о постижении счастья;
2. правила создающие благотворную почву для развития благородных обычаев и традиций в городах и среди народов.
VI. Юриспруденция (фикх)
Эту науку ал-Фараби разделял на:
1. идеологию;
2. действие.
VII. Догматическое богословие (калам)
Ал-Фараби искусство калама заключал «в способности человека отстаивать определенные взгляды и действия, которые провозглашает основатель религии пророк Мухаммад, и посредством рассуждений отвергал все то, что противоречит им». Предмет гражданской политики – человек и все то, что связано с его волей и ее воспитанием. Она обязательно включает в себя этику и, неотрывную от нее, политику.

Hosted by uCoz