СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НАУК НА ВОСТОКЕ

История систематизации и классификации наук в странах Востока, и результаты разработок ученых в области классификации наук стали не только свидетельством интенсивного развития наук, их дифференциации и усложнения, но и в понимании уровня всей духовной культуры, осмыслении достижений человеческого ума.
Развитие науки шло, в целом, одинаково во всех странах: в Северной Африке и Центральной Азии, Испании и на Кавказе. На Востоке всегда существовали тесные и непрерывные связи различных его аспектов, т.е. ученые разных стран всегда были знакомы друг с другом и вели интенсивный обмен информации. Например, система классификации в арабских странах (Ибн Надим, Ибн Халдун) становилась достоянием ученых Индии (ал – Макки), т.е. была общая классификация наук и частная классификация их отдельного направления. Это также подтверждает идентичность научных трудов по классификации наук, созданных учеными разных стран.
Развитию научных знаний способствовала и установившаяся научная традиция. Здесь уделяли одинаково пристальное внимание каждой отрасли и всем научным знаниям в целом. Если взять развитие отдельных научных знаний, то можно для примера отметить труды ученых в области арабского языка и литературы [Ахмад Мухаммад ал-Хавфи, Фан ал-китаба (Наука ораторского искусства), Кахира, 1963; Бадави Таббан, Илм ал-баен (Наука о стилистике), Кахира, 1962; Али ал-Хинди, Фан ат-ташбих (Наука сравнений – риторика, литература, критика), Кахира, 1952; Баха ад-дин А’мили, Фаваид ас-самдиййа фи илм ал-арабиййа (Неизменные пользы в познании арабской культуры), Табриз, 1837; и др.], а так же религии [Ихсан Аббас, Фан ас-сийра (Наука о сийре), Бейрут, 1956; Тантави Джавххари, Мизан ал-жавахир (Весы драгоценностей), Истанбул, 1900; Хусайн Макаий, Илм холл (Наука состояния), Наманган, 1911; Казим Мудир Шанчий, Илм ал-хадис (Наука о хадисе – интерпретации), Махшад, 1966; Абу ал-Касим Ганжий Самаркандий, Илм тажвид (Наука чтения – Корана на распев), Самарканд, 1966; и др.].
Восток того периода славился прежде всего тем, что здесь были продолжены, обогащены и развиты традиции Древней Греции. Ранний ислам как религия, а затем тайные его школы суфизма, воплотили в себе достижения и богатства предыдущей духовности и считали, что изучение наук и просвещенность – необходимое требование времени. Усиление влияния ислама шло и потому что он выполнял функции не только религии, но и распространения знания о природе, о человеке, о взаимоотношениях людей, разных сферах жизни общества.
На Востоке всегда имелось стремление к классификации и систематизации наук. Если на начальном этапе ученые Востока основывались на классификациях ученых Древней Греции, чаще всего Аристотеля, то впоследствии проблема классификации наук претерпела изменения и расширилась. Усилилось значение наук о религии, как элемента духовной культуры, которые постепенно вошли в классификацию наук, в результате чего метафизика Аристотеля была совместима с философией ислама.
Особый подход ученых Востока к наукам о религии при классификации стал отличительной чертой от классификации наук ученых Запада. Познание природы основывается на эксперименте, математики – на аксиоме, а ислама – на познании Начала. Именно поэтому ученые Востока излагали науки о религии в определенной последовательности. Все это было требованием времени и все науки, светские и о религии, а также их классификации способствовали развитию духовной культуры в целом, интеллектуального и этического потенциала общества.
Теоретические основы ислама (калам, фихт, грамматика арабского языка, изучение Корана, Сунны и др.) принимались за основу изучения научно-теоретических вопросов, в том числе по управлению государством, направленности его на духовное совершенствование. Науку о начале мира, сверхестественной силе – Творце – мы встречаем у ал-Кинди. Но к ХII в., это в определенной форме – в форме теории ислама – занимает видное место в классификации наук. Система специальных религиозных знаний складывается с ХII в. И по ныне развивается в мусульманских странах.
В своей книге «Продолжение древних греческих наук в исламе» Ф. Роузенталь писал: «Следует не только защищать теоретически или практически, но также необходимо понять место религии, т.е. ислама в науке … место этого большого двигателя не только в религиозной жизни человека, но и во всех его областях. Продолжение и место ислама – это и есть та большая защита самой науки и открытие дверей познания Человечеству» (Fr. Rosental, Das Fortleben der Antike im Islam, Stuttgart, 1965, s. 18).
В связи с распространением учений греческих мыслителей, особенно трудов Аристотеля, средневековые ученые Востока не могли не познакомиться и с его классификацией наук. Аристотелевская классификация наук, как и все его наследие, оказало большое влияние на последующее развитие философии, культуры в целом.
Однако она отражала уровень развития знания античности.
К последователям аристотелевского учения на Востоке можно отнести ал-Кинди и ал-Фараби. В связи с развитием наук на основе религии во многих классификациях представителей Востока они стали преобладать. Следует отметить, что этот фактор оказал влияние на развитие наук, их дифференциацию и классификацию, которые выражались в делении наук на «шариатские» и «древние».
В последующие века при изучении проблем классификации наук, учеными средневекового Востока было взято за основу деление философии на (принципиальные – джихат ислама) две части: теоретическую (истоки иудаизма) и практическую (Идеальный Опыт Спасителя: «в Его пути, и истине, и жизни»; христиан).
Следует отметить, что в странах Ближнего и Среднего Востока вплоть до ХХ в. В обиходе была, в основном классификация наук ал-Фараби. К его трактату «Ихсо ал-улум» было написано около 15 комментариев и создан ряд подражаний ему. Философ ХII в. Фахриддин Рази в своих трактатах часто ссылается на ал-Фараби, считая его своим учителем (Из философского наследия народов Востока, Ташкент, 1972, с. 199…232). Философия ал-Фараби оказала решающее влияние на развитие общественно – философской мысли в Северной Африке и в «арабской» Испании в ХI – ХIII вв. и получила свое дальнейшее развитие в трудах крупнейших представителей того периода – Ибн Сины, Ибн Рушда и др.
Ал-Фараби способствовал также ознакомлению Европы с древнегреческой философией, так как его произведения были хорошо известны европейскому читателю еще в период средневековья в связи с тем, что они одним из первых были переведены на латинский язык (М.М. Хайруллаев, Фараби, Эпоха и учение, с. 205; 206; 334…337).
Здесь научное знание, отражая потребности человека и общества, получило развитие на этой базе. Возникновение новых отраслей знания требовало научной классификации и четкого определения круга вопросов, входящих в каждую из них.
Обстоятельное изложение содержания религиозных наук на ранне-средневековом Востоке показывает, что в начальный период науки об исламе состояли из фикха и калама.
В фикхе рассматривались основы и источники мусульманского права: Коран, который служил руководством для правоведа во всех случаях жизни; Сунна, состоящая из высказываний и признаний пророка; хадисы и их разновидности (муттасил – рассказы непосредственных свидетелей, мункати – рассказы более поздних авторов, основывающихся на словах очевидцев); Иджма – единодушное признание исламской общины; Кийас (сравнение) – заключение по аналогии в тех случаях, когда в Коране или Сунне соответствующего предписания нет. Некоторые правоведы к перечисленным основам добавляли также норму и признание, не противоречащие шариату (Liber Vffatih al-Ohum, Austore Abu Abdallah Mohammed ibn Ahmed ibn Jusof al-Katib al-Khowarezmi/ Ed., indices adjecit G. Van Vloten, Lugduni – Batavorum: E.J. Brill, 1895, p. 8). Далее отдельно рассматривались различные аспекты (джихат) норм исламских законов, т.е. условия выполнения обрядов, таких как омовение, молитва и призыв к ней, пост, описание налогов, взимаемых с имущества мусульманина, и метрологические сведения, связанные с этой процедурой, совершение поломничества и его правила, возможные операции по купле – продаже, шариатские требования и правила брака и развода, денежные компенсации за совершение различных преступлений, разделение наследства и др. (т.е. все то, что у иудеев было разработано еще в дохристианский период).
Калам вошел в состав «улум ал-ислам» - общего комплекса наук об исламе – и со временем превратился в неотъемлемую часть мусульманской идеологической системы. Калам был учением о религиозно – философской сущности ислама и содержал в себе ее теоретические начала. Некоторые сторонники калама придерживались толкования его догматов на основе разума, большинство же традиционно следовали религиозным авторитетам. В процессе развития калама среди его сторонников появились такие ученые, которые отрицали разум и волю человека; в последствии они стали именоваться муттакаллимами (от ред. – В иудаизме мы наблюдаем аналогичный процесс. Толкование Торы, в конце концов, привело к возникновению Нашей Мишны. А толкование Нашей Мишны – к Талмуду.).
В каламе имелись также сведения о еврейских и Греко – христианских сектах, а также о зороастризме, в частности о его космогонии. Это свидетельствует о том, что наряду с исламом и христианством, в Центральной Азии широко были распространены и другие религии: иудаизм, индуизм и зороастризм. Характерными чертами идейной жизни общества было, как отмечает Абу Хамид ал-Газали (1058 – 1111), «различие людей по религиям и верованиям, а также различие толков внутри одного вероучения вследствие обилия партий и противоречивости методов, причем каждая группа чрезвычайно довольна своим учением» (С.Н. Григорян, Газали. Избавляющий от заблуждения, Из истории философии Средней Азии и Ирана VII – XII вв., М., 1960, с. 212). Основными идейно – теоретическими течениями (основными «категориями искателей истины») своей эпохи ал-Газали называл калам, батинизм, философию, суфизм. Умар Хайям (1040 – 1123) также указывал на четыре группы «искателей истины» того периода: мутакаллимов, философов и других ученых, исмаилитов (талимитов) и суфиев.
Английский ученый Дж. Бернал в своей фундаментальной монографии «Наука в истории общества» (М., 1956, с.167), отмечая достижения естественных наук в мусульманском мире, писал, что «мусульманские ученые … создали живую (Спасительное Живое Слово Писаний), развивающуюся науку … эти ученые сумели расширить узкую основу греческой математики, астрономии и медицинской науки, заложить основы алгебры и тригонометрии, а также оптики. Решающих успехов мусульманская наука достигла в химии, или алхимии, в этой области ученые подвергли коренной переработке старые теории и внесли в нее новый опыт в целях создания новой науки с новыми традициями».
Ал-Кинди одним из первых арабских мыслителей посвятил ряд трудов классификации наук: «Классификация человеческих знаний»; «Суть науки ее классификация»; «Трактат о количестве книг Аристотеля и о том, что необходимо для усвоения философии» и др. Но, к сожалению, кроме последнего трактата, до нас ничего не дошло. В этом трактате классификацию наук он делит на две части.
На теоретическую философию (интимного общения с Богом), в которую включаются четыре ее раздела: 1. Логика; 2. Математические науки [а) Наука о числе; б) Геометрия; в) Звездословие, строение Вселенной; г) Гармония (звука, строения Вселенной и человека)]; 3. Физика [а) То, что обще всем природным вещам; б) Астрономия; в) Возникновение и уничтожение (вообще); г) Возникновение и уничтожение в небесах, на земле и в ее недрах; д) Минералогия; е) Ботаника; ж) Зоология]; 4. Метафизика [вещей не нуждающихся в телах, но иногда существующие вместе с телом: а) о душе; б)о восприятии и воспринимаемом; в) о сне и бодрствовании; г) о долготе и краткости жизни].
И практическую философию (взаимоотношения с внешней окружающей средой), включающую три раздела: 1. Этика (управление собой); 2.Частное управление (экономика, домострой – управление семьей); 3. Политика (общественное управление: общиной; городом; государством).
Таким образом, как видно из изложенного, ал-Кинди в своей классификации отводил большое место философии. Он, как и Аристотель, «знание всякой исследуемой вещи» относил к области философии, которую он называл «знанием обо всем». Философию он делил на знание (интимный опыт познания Законов Бога) и деятельность (во внешней обитаемой среде и внутренняя духовного совершенства), теоретическую и практическую мудрость. Знание, по его мнению, составляет разумную часть, а деятельность – чувственную (подвластную рассудку).

Hosted by uCoz