ПРЕДЫСТОРИЯ КЛАССИФИКАЦИИ НАУК
Из анализа различных трудов по классификации наук видно, что развитие науки в целом, отдельных ее отраслей и направлений, вообще научной мысли – классификации наук отображают реальную картину и степень их развития, раскрывают путь, который они прошли, и результаты достижений. В свою очередь, развитие рациональных наук обусловило возникновение проблемы их систематизации и классификации, т.е. упорядочения, приведения в единую систему, без чего невозможно осознать степень развития научной мысли, охватить ее в целом. Поскольку в древности существовала единая недифференцированная наука, в которую под эгидой философии включались все естественные и общественные знания (Б.М. Кедров, Классификация наук, т.1, М., 1961, с. 42), то, естественно, тогда еще не могла возникнуть проблема классификации наук. Но по мере дальнейшего развития наук классификация знаний становится важной проблемой совершенствования научного познания. Постепенное накопление знаний в определенном направлении какой-либо науки впоследствии приводило к появлению на ее основе нового направления, новой отрасли. Проблема систематизации и классификации наук разрабатывалась учеными в различных формах. Так, некоторые из них рассматривали и изучали только одну отрасль науки, а другие своими исследованиями охватывали несколько направлений. Все это определило специфику систематизации и классификации наук разными учеными и в различные периоды. В классификациях четко выражался принцип расположения различных отраслей знания в порядке следования от простого к сложному и, наоборот, от общего к частному. Классификация наук, органически развивалась месте с самим научным познанием и имела теснейшую связь с пониманием того, что такое философия и в каких отношениях она находится с другими отраслями знания. В древности и средневековье все науки или многие из них включались в структуру философии, которая рассматривалась как единственная и всеобъемлющая наука. Развитие суждений (размышлений, толкований, интерпретаций) и появление многих специальных трудов, посвященных отдельным областям Знаний, соотношения наук, их классификации. В свое время все известные научные знания считались науками и включали в себя разные уровни духовной жизни и их аспекты (от ред.: в арабском языке - джихат). Автор определенного труда старался, как можно полнее охватить и изучить эти аспекты. Это мы видим уже в классической философии – сочинениях ученых Древней Греции. Еще тогда философию начали считать основой наук. Аристотель, например, все науки перечислял в составе философии. Естествознание в период своего развития характеризовалась аналитическим подходом к изучению природы, происходила дифференциация наук внутри естествознания. Весь этот процесс отражал развитие потребностей человечества и познание тайн природы с целью их практического использования. Сама человеческая практика вызывала дифференциацию еще не расчлененной философской науки. Последующая дифференциация наук, их отпочковывание от прежде единой философии привели к постановке проблемы классификации наук, к доказательствам и спорам. В связи с этим отпочковыванием, классификация знаний становится важной проблемой совершенствования научного познания и самосовершенствования. Известно, что первые учения о классификации наук появились в Древней Греции и разрабатывались в трудах Демокрита (460 – 360 гг. до н. э.), Платона и особенно Аристотеля (Б.М. Кедров, там же, с. 44; 45). В них четко отражался принцип расположения различных отраслей знания в порядке следования от простого к сложному и, наоборот, от общего к частному (метод индукции и дедукции). Решая вопрос о классификации наук, Платон (427 – 347 гг. до н. э.) на первое место поставил диалектику (т.е. искусство рассуждения), которая охватывала: 1. физику – чувственные восприятия и 2. этику – представляющую волю и желание. В вопросе о классификации наук определились две противоположные линии: 1. материалистическая, в основе которой лежало понимание материи как первичной по отношению к духу, сознанию, и 2. противоположная, или «линия Платона», в основу которой было положено утверждение о первичности духа, сознания по отношению к материи. Одним из учеников Платона был гениальный мыслитель античности Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.). Аристотелем было тщательно разработано учение о классификации наук, изложенное им в «Метафизике», «Топике», «Никомаховой этике». Подразделяя философскую систему или основную науку, которой он именовал первой философией, на три части, Аристотель видел в каждой из них определенный раздел всей науки. Наивысшее положение он отводил наукам теоретическим, единственным предметом которых является знание начал и причин (от Бога). Теоретические науки, составляющие первую часть системы Аристотеля, состоят из аналитики, физики, математики и метафизики и имеют своим объектом бытие (в Боге), изучаемое каждой наукой. Вторая часть – практические науки – охватывает собой этику, экономику и политику. Теоретические науки, по Аристотелю, обуславливают правильное руководство деятельностью людей. В свою очередь, их практическая деятельность определяет условия производства или творчества. Эти творческие или изобразительные науки (изобретения) и составляют третью часть, которая содержит в себе поэтику, риторику и искусство. Как заметил Б.М. Кедров: «у Аристотеля в произведенной классификации теоретические знания предшествуют практическим, хотя в действительности под теоретическими подразумевается естественнонаучные и философские знания, а под практическими – знания общественных явлений. В своей классификации Аристотель распределял науки соответственно изучаемым ими предметам, что отражено в его трудах (Аристотель, соч.: В 4т., М., 1976, Т.1, с. 180…182), где мы встречаем глубокое понимание им отдельных принципов классификации наук. Таким образом, энциклопедизм ученых данного периода был вызван к жизни прогрессом экономики и культуры, богатыми местными традициями и широким научным сотрудничеством народов, одним из активных участников которого были и центрально азиатские ученые. Процесс развития научного знания на Востоке происходил как на основе развития отдельных наук, так и в комплексе в ходе непосредственного их овладения, изучения и определенного вклада в них учеными на различных этапах их развития. Постепенное освоение знаний в определенном направлении науки впоследствии приводило к появлению на ее основе нового направления, новой отрасли. Проблема систематизации и классификации наук разрабатывалась учеными в различных формах, т.е. некоторые из них рассматривали и изучали только одну отрасль науки, а другие своими исследованиями охватывали несколько научных направлений. Все это нашло отражение в специфике систематизации и классификации наук разными учеными и в различные периоды историка – культурного процесса на Востоке. |