Классификация основных потребностей |
В предлагаемой классификации основных потребностей учи¬ты¬вается состав человека (тело, душа и дух) и перечисляются жиз¬нен¬ные необходимости, нужды и стремления в определенном по¬рядке, учитывая их иерархию, развитие и удовлетворение (реализа¬цию и са¬мореализацию). Если человека рассматривать как триедин¬ство тела, души и духа (разума), то соответственно существуют три группы по¬требностей:
1) телесные (биологические) - 7 видов, 2) душевные - 12 видов, 3) духовные - 7 видов. 1. Телесные или биологические потребности 1. ПОТРЕБНОСТЬ в воздухе, удовлетворяется дыханием чис¬того воздуха. Недостаток кислорода в атмосфере отрицательно влия-ет не только на ход соматических процессов, но и психическое со-стояние человека. Аноксия вызывает временное изменение устано¬вок, уменьшение критичности, возбуждённое состояние, что приво¬дит, например, У пилотов, которые не надели на большой высоте ки¬слородных масок к временной, но серьёзной дезорганизации лично¬сти. Нарушения эти могут, однако, значительно уменьшиться после введения в кровь глюкозы, являющейся вторым после кислорода по важности элементом процесса обмена веществ. 2. ПОТРЕБНОСТЬ в воде, переживается как жажда и насыще¬ние водой, удовлетворяется питьём. Полное отсутствие воды приво¬дит к нарушению водно-солевого обмена, усыханию тела и психиче¬ским расстройствам в виде галлюцинаций, связанных с водой. 3. ПОТРЕБНОСТЬ в пище, переживается как голод и насыще¬ние пищей, удовлетворяется едой. Человек и животные могут жить достаточно долго или не получая пищи, или же в состоянии значи¬тельного недоедания. При полном длительном голодании теряется вес (жир, патологический белок тканей, дистрофия мышц) и появля¬ются психотические состояния в виде галлюцинаций, связанных с пищей. Потеря 70 % веса тела приводит к смерти. Переедание пищи вследствие наслаждения её вкусом (чрево¬угодие), приводит к ослаблению организма, вызывает тяжесть в теле, лень и сонливость, ожирение и притупляет дух, т.к. энергия растра¬чивается на переваривание пищи. В религии чревоугодие осуждается как грех против природы своего тела. 4.ПОТРЕБНОСТЬ в температурном комфорте, пережива¬ется в душе как ощущение разной силы тепла и холода. Сопровожда¬ется во время холода движением мышц и дрожью, а в жару потоотде¬лением. Удовлетворяется постройкой укрытий от непогоды (гнёзда, норы, пещеры и др., а у людей - одежда, дома и искусственные ис¬точники тепла и холода). 5. ПОТРЕБНОСТЬ в жизненном пространстве (территория и жилище). Увеличение плотности популяции на одной территории приводит к нарушению экологического равновесия недостаток пита¬ния, отсутствие благоприятного места для жилища и обитания, эпи¬демии, превышение смертности над рождаемостью, внутривидовые драки и случаи массового самоубийства, а у людей ссоры и войны. 6. ПОТРЕБНОСТЬ в двигательной активности и отдыхе (мышечном напряжении и покое). Неудовлетворение потребности ве¬дёт либо к дистрофии мышц и ощущению вялости и слабости, либо к растрате жизненных сил, ощущению усталости и боли в мышцах. 7. ПОТРЕБНОСТЬ в очищении и опорожнении нечистот тела, сопровождается висцеральными ощущениями к позыву в ниж¬ней части тела, удовлетворяется мочеиспусканием и дефекацией, умыванием и купанием тела в воде. Неудовлетворение потребностей тела приводит к переживанию разных видов боли, болезням и смерти 2. Душевные /психические/ потребности Душа (греч. psiche) - орган (психический элемент), имеющий функцию в виде чувства страха, гнева и радости (любви), в виде ощущения - защиты организма физической болью или удовольствием и удовольствием или болью нравственной. Древние понимали душу человека, как состоящую из расти¬тельной животной и разумной души. Все телесные и душевные потребности, переживаемые как со¬стояния (сила ощущений 5-ти органов чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание, висцеральные ощущения и боль, голод, жажда и на¬сыщение, бодрствование и сон, сексуального влечения и двигатель¬ной активности, эмоции гнева, страха и радости), являются основой для ощущения и переживания единого формирования: “Я - душа те-ла”. 1.ПОТРЕБНОСТЬ в контакте с внешним миром или бодр¬ствовании; сопровождается активацией органов восприятия души и сенсорном притоке извне. Эта потребность циклична и связана с су¬точным вращением Земли. Особую роль, до недавнего времени недооцениваемую, играют физические раздражители внешнего мира, как свет, давление, звуки, а так же тактильные раздражители. Поскольку человек чрезвычайно редко оказывается в условиях так называемой сенсорной депривации (исключение всякого влияния раздражителей на рецепторы) он не от¬даёт себе отчёта, насколько важным условием равномерной работы его мозга является соответствующая “загруженность” рецепторов. Исследования, проведённые в лаборатории психологии Мак-Гилдского университета, показали, что нормальный физически и пси¬хически здоровый человек, погружённый в специальный бассейн, где до него не доходят никакие тепловые, акустические и световые раз¬дражители и почти исключены осязательные и обонятельные ощуще¬ния, испытывает большие трудности в контролировании своих мыс¬лей, теряет ориентировку тела, у него начинаются галлюцинации, кошмары. Нарушения эти могут появиться уже по истечении не¬скольких часов; у некоторых людей наблюдаются при этом настоя¬щие психотические расстройства. 2. ПОТРЕБНОСТЬ в сне или покое и отдыхе; сопровождается пассификацией органов восприятия души и сенсорным притоком из¬нутри. Эта потребность противоположна предыдущей, а так же цик¬лична и связана с суточным вращением Земли. Лишение человека сна, невозможность углубится в это состоя¬ние ведёт к ряду сложных соматических и психических нарушений. Испытуемых поддерживали в состоянии бодрствования по 60-80 ча¬сов, что вызывало всегда раздражительность, увеличение времени ре¬акции, трудность концентрации внимания и т.д. Рекорд продолжи¬тельности бодрствования был поставлен в экспериментах Каца и Ландиса (1935г.), которые исследовали человека после 321 часа ли¬шения сна и установили, что возникшие соматические и психические нарушения вполне обратимы после сна. 3. ПОТРЕБНОСТЬ в самосохранении (избежание опасности, боли и вреда для организма, защита жилища, жизненной территории и имущества). В биологии это называется инстинктом самосохране¬ния. Сопровождается эмоциями настороженности, беспокойства и страха, возмущения и гневливости, а в поведении бегством или напа¬дением. 4.ПОТРЕБНОСТЬ в информации (отражении среды) или в ориентировочно - исследовательских действиях и любопытстве (рефлекс “что это такое?” - информация о внешнем). Проявляется в виде любопытства и постоянного реагирования на незнакомые звуковые и световые стимулы (непроизвольное вни¬мание). Данная потребность генетически связана с потребностью в самосохранении. Ориентация и связь с внешней средой прекращается только во время сна, некоторых психических заболеваниях и состоя¬нии сосредоточенного размышления (медитация). С помощью этой потребности происходит взаимодействие с окружением и отражение среды, с формированием воображения и представлений, относящихся к поведению и развитию. Отражение окружающей среды или способы переработки ин¬формации могут быть следующими: 1) качественное, конкретно-чувственное отражение; 2) поиск связей, корреляция между различными конкретными явлениями; 3) инвариантное, в терминах, понятиях. 5. ПОТРЕБНОСТЬ в партнёре для размножения или про¬должения жизни своего вида. Порождает семью и является в фило¬генезе первой причиной объединения в группы, начиная с кровного родства (стада животных и племена людей). У животных в брачный период года и у людей, не имеющих духовных потребностей, неудов¬летворение данной потребности приводит к неврозам с депрессией и агрессией. Проявляется в виде чувства любви и влечения (страсти) к плоти (половой инстинкт), а также желание и стремление иметь здо¬ровое и красивое тело, уход и улучшение внешнего вида. У человека в процессе филогенеза появилась возможность от¬деления чувственного наслаждения от биологической видовой цели, в результате чего сексуальное наслаждение становится новой непо¬средственной целью половых сношений. Человек имеет возможность удовлетворить потребность размножения способом, ничего не имею¬щим с биологической целью произведения потомства. Эта возмож¬ность отделения сексуальной жизни от биологической цели размно¬жения свойственны только человеку и может быть обезьянам (из¬вестно, обезьяны онанируют и даже занимаются гомосексуализмом). Специфичность сексуальной потребности человека можно по¬нять, если принять во внимание, то что в ходе филогенеза у человека исчезает присущая животному миру регулярная периодичность в воз¬никновении половых напряжений (период течки). Это делает воз¬можным отделение переживаний, связанных с удовлетворением сек¬суальной потребности, от её первоначальной биологической цели. Половая невоздержанность (похотливость) истощает нервную систему, уничтожает способность к тонким возвышенным пережива¬ниям, оставляя место грубой пошлости, тормозит развитие духа. В религии проституция и прелюбодеяние осуждаются (грех), а благо¬родное целомудрие одобряется (добродетель). Как раньше, так и сей¬час существуют страны, где проституция строго наказывается, но разрешается многожёнство, так же страны, где многожёнство запре¬щено, а к проституции относятся как к профессии, хотя и презирае¬мой в общественном мнении. Никогда не приводилось подтвержде¬ний вредного действия полового воздержания. Сколь бы ни было тя¬гостно сексуальное воздержание, от него в отличие от голода, как го¬ворится “никто не умер”. Анализ случаев самоубийств при неразде¬лённой любви показывает, что человека толкает на этот отчаянный шаг не сексуальная депривация, а не удовлетворение социальных и общепринятых идеалов. Трагедия несчастной любви имеет своим ис¬точником высшие человеческие представления и чувства - обманутое доверие, позор, крушение жизненных идеалов, утрата смысла суще¬ствования. В некоторых восточных традициях имеется сексуальная куль¬тура, которая предполагает парное совершенствование (сексуальное кун-фу). Даосское сексуальное кун-фу (совершенствование) является, по мнению практикующих его, методом улучшения здоровья и про¬дления жизни, средством гармонизации отношений между полами и средством духовной трансформации. Главным и очень важным пре¬дупреждением в восточных сексуальных традициях является пра¬вило: ”Потеря семени - есть смерть”. 6.ПОТРЕБНОСТЬ в родстве или кровной привязанности (родственные связи и так называемый родительский инстинкт) и принадлежности к группе, основанной на общих телесных и душев¬ных потребностях (взаимная помощь и защита, искренность и дове¬рие, симпатия, совместный отдых и развлечения, дружба и взаимопо¬нимание, сопереживание, привязанность и любовь, благодарность, а также самопожертвование ради другого) или потребность организа¬ции (организованности), объединения (коллектив, цивилизация). Данная потребность порождает семью, а затем племя, народ, а в жи¬вотном мире стада, рои, кланы. Первоначальный элемент человеческого общества находится в естественной группировке называемой семьёй. Природа влияет на людей через заложенные способности, развивая их и ум посредством потребностей или неизбежностей, влияющих на их поведение и дея¬тельность. Единство как Высший принцип и его реализация начинается с природной семьи, где самоотверженность и взаимность являются не¬обходимостью как средство выживания. Увеличиваясь, но не теряя своих естественных внутренних, кровных связей, семья становится племенем. Племена, составленные из множества семей и её состав¬ных частей, объединенные общностью верований, чувств и потребно¬стей, складывают народность. Народность - это человеческая общ¬ность, привыкшая к одной среде, к одинаковым интересам, окружён¬ная одинаковыми опасностями. Народность, со своими принципами единения, разрастаясь и укрепляясь становится народом. Естествен¬ное единение заставляет людей объединяться в народы, нации и расы. Непреодолимое желание восстановить свое единство имеется у лю¬бого народа. Человеческое общество стремится к совершенству и завершен¬ности, поэтому человек сам создает искусственные объединения, изу¬чая причины и силы, управляющие общественными организа¬циями, законы и ответственность человеческих сообществ, формиро¬ваний и группировок. Условия среды, узы родства, нравов или верований, одинако¬вые потребности и интересы, и иные связи (язык, государственный строй, выгода и т.п.), как принципы объединения, могут становиться принципами разрушения и разъединения, если не принимается и не понятен закон трансформации (реформы). Существуют следующие объединения людей: 1) Природные или естественные объединения - семья, племя, народность, народ, правление: глава, вождь, духовенство (священнослужители), педагоги (учителя), символы: храм, школа (предания, заветы, обычаи, нравы, рели¬гия). 2) Искусственные или объединения по закону, или на основа¬нии права (договор и согласие большинства или принуждением) - го¬сударство, империя (королевства, царства), нация, ассоциация, феде¬рация, город, провинция, правление: правительство, советы, парламенты, триумвираты символы: музей (архив), театр, законодательство (суды). 3) Второстепенные органы и организации - армия (полиция, милиция), синдикаты, корпорации, общественные организации, в том числе и тайные общества, собрания, митинги, партии, демонстрации, земство (землячество), правление: начальники, командиры, администрация, директора, председатели, лидеры, символы: уставы, инструкции. 4) Стихийные или случайные объединения - группы, группи¬ровки, толпа, массы, правление: вожаки, случайные лидеры, неуправляемы или под¬вержены аффектам. Некоторые характеристики поведения человека, например, в толпе – снижение уровня интеллектуальности до эмоциональности, упрощение, повышенная внушаемость – есть следствие отсутствия здесь наиболее совершенных социальных процессов – ролевых, ин¬ституциональных, культурных и личность вынуждена использовать самые примитивные – подражания, заражение, автоматизм. Сократ (469 – 399 гг. до н. э., самый знаменитый, наряду с Ари¬стотелем и Платоном) – философ античности представил классифи¬кацию основных государственных форм: (1) монархия, (2) тирания, (3) аристократия, (3) плутократия (pluto – лат. богатство) и (4) де¬мократия. Позднее к этой классификации было добавлено понятие олигархия, как подмена аристократии (власти достойнейших) вла¬стью богатой верхушки (знати, коррупции, буржуазии), захватившей власть не достойно. Демократия (от греч. demos - народ и kratos – сила, власть) считалась древними как бессилие власти и упадок госу¬дарства. Демократия – власть большинства может существовать, если народ вооружен и защищает свои права и законы силой оружия. В современное понятие демократия входит одна из форм вла¬сти, характеризующаяся официальным провозглашением принципа подчинения меньшинства большинству и признанием свободы и рав¬ноправия граждан. Объединение людей, какой бы формой организации оно не об¬ладало, не может существовать и функционировать без верховного правителя. Общество или собрание людей без правителя представ¬ляет собой стадо, дошедшее до состояния разложения. Потребность в организованности (принадлежности к группе; организации) генетически опирается на естественное функциональ¬ное соподчинение систем разных форм уровней организации или на принцип структурной организованности сложных многоуровневых систем, состоящей в упорядочении и взаимодействии между уров¬нями, т.е. иерархии, а иерархия (от греч. hieros – священный и arche – власть, управление, руководство) – расположение частей или элемен¬тов целого в порядке от высшего к низшему, а в организации – прин¬цип управления. В управлении используются, присущие каждому уровню, возможности самоорганизации. Биологической или естественной основой самоорганизованно¬сти является гомеостаз, который трансформируясь проходит сле¬дую¬щие этапы от простого к сложному: гомеостаз → инстинкт само¬со¬хранения → потребность в безопасности → социальная справедли¬вость (сохранение постоянства сообщества, этическая основа самоор¬ганизации сообщества личностей). Государственно-организованное общество, осознавая закон трансформации, путем реформ должно отстаивать интересы всего общества, в том числе и личные интересы каждого, т.е. гарантировать социальное обеспечение развития полноценной личности. Социаль¬ная справедливость – это этическая основа свободы и демократии, как принципа самоорганизованности, внутреннее единство общества. В биологии природная «иерархическая лестница» проявляется в доминировании (господстве) одних особей над другими подчинен¬ными, которые в свою очередь могут доминировать над третьими. Система таких поведенческих связей наблюдается в небольших по¬пуляциях (стаях, стадах, кланах, роях, племенах) животных, где име¬ется абсолютно доминирующая особь или группа особей и абсолютно подчиненная всем другим особь. Древние считали, что естественное подчинение в обществе лю¬дей основано на подчинении слабого сильному, глупого умному, ма¬ленького (ребенка) взрослому, ученика учителю, женщины мужчине, меньшинства большинству, граждан государству. «Тот, кто умеет подчиняться и быть рабом (послушником) достоин быть господином» - одна из древних и мудрых человеческих поговорок. Монархия – высшая форма государственной власти в древно¬сти считалась наиболее естественной и священной, т.к. отражала представление о иерархической структурной организации Вселенной, в том числе минерального, растительного и животного мира, а также в устройстве человеческого общества, «на небе – бог, а на земле царь» – говорили они. Известно, что исторически и этнически существуют следую¬щие идеи архата, отцовский и материнский, как главенствующие и преобладающие управляющие начала, соответственно патриархат и матриархат, и как примиряющая идея гармонии, где два противопо¬ложных начала взаимодополняют и взаимодействуют для упорядоче¬ния, соподчинения и организации. Патриархат и матриархат, как отдельные проявления власти и управления, при существовании одинаково успешны, организованны, приемлемы и оправданы; в мире имеются свои приверженцы как той, так и другой ветви. В некоторых религиях иерархия и архат являются принципами организации церкви или храма. Иерархия в социологии обозначает уровни социальной струк¬туры или сословно-классовое деление общества. Иерархия престижа, богатства, власти и контроля представляется как выражение общест¬венного неравенства. В общественном строе многих древних и средневековых госу¬дарств имелись, в той или иной форме, признаки кастового (португ. casta – род, поколение, происхождение, от лат. castus – чистый, санск. – варна) деления. В Индии кастовая организация превратилась во всеобъемлющую социальную систему (варны браминов, кшатриев, вайшьев и шудр или чандалов), где касты связаны с общественным разделением труда и вобрали в себя любую организационную группу – сословную, профессиональную, этническую и религиозную. 7. ПОТРЕБНОСТЬ в возмездии (мщении, наказании, назида¬нии, каре) за “кровь” (убийство), избиение и издевательство, униже¬ние и оскорбление, несправедливость и наглость, корыстный обман, воровство и грабёж, клевету, лжесвидетельство и подлость, преда¬тельство доверия и дружбы, супружескую измену. “Нет слаще для души, чем справедливая месть” - так говорили всегда, так говорят и сейчас и вся история подтверждает это. “Око за око, зуб за зуб” - вот одна из первых заповедей людей, отражающая принцип возмездия - воздаяния. С тех пор, как в роду человеческом появились благород¬ные и мудрые люди, взгляд на возмездие стал приобретать гумани¬стический характер. Так в этических учениях философии и религии возмездие, даже самое справедливое осуждается, если оно происхо¬дит в состоянии гнева и отличается жестокостью. Руководствуясь потребностью в мщении, в человеческом об¬ще¬стве существуют следующие меры перевоспитания и наказания, в це¬лях назидания и возмездия: 1.Общественные порицания и административные воздействия (выговоры, увольнения). 2. Штрафы и имущественные конфискации. 3. Принудительное лечение (психиатрическая больница, ЛТП). 4. Изгнание из общества и ссылка (от игнорирования до пол¬ного отсутствия). 5. Лишение свободы (временно и пожизненно в тюрьмах, зин¬данах, казематах, крепостях, подвалах и т.д.). 6. Избиение (от лёгкого до причинения увечий и болезней). 7. Пытка (телесные истязания) - нанесение (причинение) муче¬ний (телесных и душевных) в целях перевоспитания и признания ошибок. 8. Увечье (клеймение, лишение частей тела, психологическое давление, травмы). 9. Лишение жизни (удушение, утопление, отсечение головы, отравление, расстрел, удар током электричества высокого напряже¬ния, забивание камнями и палками, растерзание хищными живот¬ными, сожжение на костре, уморение голодом и др. способами). Все наказания подразделяются на: (1) смертные, цель которых – полное избавление общества от преступника; (2) отмщающие, ко¬торые должны удовлетворить чувство общественной справедливости; (3) пресекающие, благодаря которым снижается возможность право¬нарушений в будущем; (4) назидательные, которые главным образом, должны воздействовать на самого правонарушителя, удерживая его от правонарушений. По способам осуществления на наказания: (1) телесные, (2) лишением свободы и (3) изгнанием, (4) штрафом, (5) общественного воздействия (порицанием), (6) покаянием (раскаяние, искупление). Бывают следующие преступления: убийство, избиение, калечи¬ние (увечье), отравление, разбой, насилие, супружеская неверность, мятеж (бунт), кощунство, нарушение ритуальных предписаний, клят¬вопреступление и лжесвидетельство, подстрекательство к правона¬рушениям, растление, мошенничество, нарушение общественного порядка, неподчинение властям, предательство, умышленное пользо¬вание чужим имуществом, нарушение правил торговли, воровство, должностные преступления. Там, где зло обладает властью и грубой силой, всякое сопротивление неразумно и самоубийственно. По¬этому, ради сохранения носителей духовной жизни на Земле от жес¬токости животной души в христианской, мусульманской, буддисткой религиях и йоге, существует учение о непротивлении злу насилием (санск. - ахимса), которое осуществляется посредством практики культивирования в себе терпимости, смирения и любви, как противо¬положности несдержанности, гордости и ненависти. В Евангелие от Луки (гл.6, 27 - 31) Христос своим ученикам го¬ворит: 27. Но вам слушающим говорю: любите врагов ваших, благо¬творите ненавидящих вас, 28. Благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижаю¬щих вас. 29. Ударившему тебя по щеке подставь и другую; и отнимаю¬щему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку. 30. Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твоё не требуй назад. 31. И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы по¬ступайте с ними. «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного» - основная ре¬лигиозная формула ислама, т.е. все деяния и поведение человека, включая его мысли и желания должны быть внутренне освящены этим девизом. «Если вы творите добро, то вы творите для самих себя, а если творите зло, то для себя же» (Коран. Сура 17, аят 7). В Коране написано: «Помогайте друг другу в благом деле и милосердии, но не в грехе и вражде». 8. ПОТРЕБНОСТЬ в изобилии, запасах, накоплении и богат¬стве. Эта потребность находит удовлетворение в деятельности, свя¬занной с охотой и поиском пищи, заготовкой припасов, в сфере мате¬риального производства (работа, труд, творчество, профессия), соз¬данием материальных ценностей, банков и ценных бумаг. При отсут¬ствии или спаде в общественной жизни возможности удовлетворения данной потребности возникает, так называемая безработица, приво¬дящая к увеличению случаев (1) голодания, (2) болезней тела и явля¬ется одной из причин (3) преждевременной старости и смерти, (4) превышение смертности над рождаемостью, а кроме того, к (5) спаду производства материальных ценностей, (6) обнищанию,(7) болезням души (неврозы, психопатии, психозы) и (8) случаям самоубийства, (9) обману, (10) воровству, (11) грабежу и бандитизму, (12) коррупции и махинациям среди чиновников, (13) предательство чиновников и ма¬фии интересов государства и родины, (14) усиленной борьбе за власть в государстве и (15) неорганизованной и (16) организованной борьбе трудового народа за право жить, работать и развиваться (не¬организо¬ванные формы: голодные бунты, гражданское неповинове¬ние (непод¬чинение) властям, беспорядки и общественные моральные потрясе¬ния, “стихийные” народные восстания; организованные формы: за¬бастовки, стачки, демонстрации, терроризм, государствен¬ные перево¬роты и революции, братоубийственная гражданская война). У некоторых животных данная потребность заставляет их запа¬сать на время холодного сезона продукты питания, а у некоторых лю¬дей порождает в душе страх перед бедностью и ненасытное жела¬ние (жадность) богатства, т.е. постоянного стремления к накоплению предметов быта, роскоши и признанных материальных ценностей любыми средствами. Современная психология считает, что чрезмер¬ное стремление к обогащению может быть признаком неуверенности. Целенаправленное поведение человека не может осуществ¬ляться в обществе, если нет необходимой возможности достигать своих целей и удовлетворять потребности в результате обмена дея¬тельностью и это является социальной основой. В процессе общения осуществляется обмен информацией, идеями, интересами; формиру¬ется личность (черты нравственного характера, позиции); усваивается опыт, выработанный человечеством (ремесло, творчество, искусство); происходит взаимоотношение личности и общества; складывается общественное мнение (общепринятое большинством суждение). Мотивационный процесс проходит такую стадию, в которой человек стремится нарушить состояние не только в сенсо-моторике (потребность в бодрствовании, двигательной активности, получении новых впечатлений), но и как только достигает поставленной цели, он строит всё новые планы и устремляется ко всё новым целям (делам). Человек чувствует себя несчастным и у него даже может развиться невроз, когда ему “нечего делать”, когда у него нет никакого плана, который нужно реализовать, когда никто от него ничего не ждёт. В отсутствии такого вида деятельности у людей с развитым воображе¬нием и мышлением часто кроется причина невротических жалоб на то, что жизнь стала бессмысленной. 9.ПОТРЕБНОСТЬ в преодолении опасности, риска или по¬лучении положительного душевного волнения в игровой ситуации (игра, задор, азарт, авантюра, свободный эмоциональный выход, ак¬тивный отдых, развлечения, преодоление трудностей). Эта потреб¬ность может удовлетворяться через конкретное самостоятельное уча¬стие и переживание или через сопереживание и сочувствие. В мире существуют целые индустрии зрелищ, развлечений и других подобных заведений. В древнем Риме говорили: “Хлеба и зре¬лищ!” (Panem et circenses! - лат.), т.е. это необходимые потребности у простого народа. Данная потребность находит свое удовлетворение через (1) по¬иск приключений, “острых ощущений”, необычных впечатлений, (2) игры с наличием риска, экстремальных ситуаций (спорт, цирк, ат¬тракционы и т.п.), (3) азартные игры (карты, рулетка, кости и т.д.), а также (4) путешествия, ”чувство новизны”, (5) различные зрелища (театр, кино и т.п.), (6) музыку (песни и танцы), выражающую опре¬деленное душевное состояние, (7) изобразительное искусство. Иногда эта потребность удовлетворяется преодолением страха, опасностей и других экстремальных условий, искусственно создаваемых или спе¬циальным поиском их. Термин “игра” используется в самом широком смысле – и как способ развлечения и как принцип деятельности, определенного типа поведения. Он является общим и для человека, и для высокооргани¬зованных животных. Игра готовит молодую особь к самостоятельной жизни, прививает определенные навыки. Как у человека, так и у жи¬вотных бывают игры, лишенные всякого непосредственного значе¬ния. Когда их активность (бодрствование) не направлена на воспро¬изводство жизни (добывание средств существования, их потребление, продолжение рода), она обращена на самое себя. Энергия находит выход в деятельности как таковой, без постороннего результата, но по определенным правилам. Стремление и интерес к игре направлен не на превходящую, а на внутреннюю цель, на сам процесс. Игровое поведение требует увлеченности и состязательности. Античные мудрецы были убеждены, что различные виды чело¬веческой деятельности, в том числе и игра, возникли благодаря миме¬зису (имитации, подражанию) того, что происходит в природе. В иг-ре всегда присутствуют воображение и подражание. Игра – это и школа общительности, социальности, воспитания человека как члена коллектива. Игра не скована естественной необ¬ходимостью или социальной обязанностью, это – воплощение сво¬боды, но не произвола. В игре заданы определенные правила, суть игры – их умелое исполнение. Играющий свободно, по собственной воле принимает заданную программу и отдает свои силы лучшему ее осуществлению. Свобода в игре сливается с необходимостью. 10. ПОТРЕБНОСТЬ души в мечтах, грёзах, сновидениях на¬яву и безотчётных думах, связанных с проблемами телесных и ду¬шевных потребностей. Строит в душе “параллельный” мир фантазий и сновидений с включением бредового (паранойя) мышления (т.е. возможности невозможных явлений), может спонтанно подводить к решению проблем, снимать или усиливать внутреннее напряжение в душе и теле. 11. ПОТРЕБНОСТЬ в самоутверждении, достоинстве, формировании личности. Находит своё удовлетворение через: а) признания значимости (в стаде, племени, обществе и т.п.), как желание внимания и симпатии, любви и уважения (слава, извест¬ность, знатность, популярность, авторитет, почёт). Порождает гор¬дость, соревнование и конкуренцию, зависть и неприязнь между кон¬курентами; б) власть, влияние и высший ранг, чин, социальное положение (статус) в иерархии стада, племени, общества (вожак, начальник, пра¬витель и т.п.), как желание распоряжаться материальными ценно¬стями, иметь больше прав, подчинения (подавления) чужой воли и управление себе подобными. Порождает высокомерие, соперниче¬ство, ревность, борьбу (у людей часто насмерть) и ненависть к сопер¬нику. Хотя власть и слава кажутся ценными сами по себе, тем не ме¬нее их корни генетически кроются в таких изначальных душевных потребностях богатства, личной безопасности, возможности мщения и наказания. Ориентированные на власть люди, часто производят впечатле¬ние сильных, независимых и самоуверенных, однако как профессио¬нальные психологи, так и психиатры нередко высказывают подозре¬ние, что чрезмерная амбиция - это способ компенсации низкого уров-ня собственного достоинства. Власть рассматривается ещё как стра-хование от подспудного чувства неполноценности. Стяжать славу тяжело, постоянно утверждать её суетно, быть любимыми всеми невозможно, поэтому в древности мудрецы гово¬рили: ”Живи незаметно”. Добиваться власти опасно, удерживать её - не знать в душе мира и покоя, поэтому мудрые советовали лучше иметь власть над самим собой, чем иметь власть над людьми и жи¬вотными. Потребность в самоутверждении хотя и является естественной, т.к. имеется у всех стадных животных, но не является необходимой для жизни и развития разумного индивида, хотя необходима для формирования личности (аханкара). Подлинное самоутверждение че¬ловека состоит в обуздании эгоизма, в том, чтобы утвердить себя в другом, как рождение нового духовного облика. 12. ПОТРЕБНОСТЬ в установителе закона, в исполнении заповедей (заветов) предков, традиций, обычаев, ритуалов, кодексов чести и прочих правил и норм общественной жизни (исполнение пра¬вовых и неправовых или писанных и неписанных законов; санск. дхарма – «устой», «основа», «держава», «долг», «благочестие», «за¬кон», «праведность»). Эта потребность отражается в культуре человека, его поведе¬нии и деятельности, в выполнении определенного общественного долга и поддержании порядка. Отсутствие и невыполнение данной потребности приводит к бескультурью или вызывает в душе страх перед административным или уголовным наказанием, а также чув¬ство стыда, как страх перед общественным осуждением (презрение, позор, поругание). Исполнение заповедей и наставлений пророков и мудрецов является средством защиты, безопасности и условием бла¬годенствия личной и общественной жизни. Данная потребность укрепляет дисциплину и может перерас¬тать в самодисциплину и организованность личности и формировать этическую потребность. «Кто познаёт себя, тот познает своего господа» – это основная формула, доктрина, догмат, открытая и описанная в религиях мира всему человечеству, как высший смысл и метод (способ) всех запове¬дей (заветов, законов, преданий (хадисов)) и она предопределена (т.е. заложена) как способность. Способность появляется прежде действия, и у человека име¬ются: способность к действиям по предпосылкам к действиям через потребности и собственно способность к действию. Обязанность че¬ловека, выполнять заповеди, основана на том, что он изначально, то есть до действия обладает способностью к действию (т.е. потребно¬стью). Собственно способность к действию непосредственно во вре-мя действия приобретается человеком и он не в состоянии ничего сделать без рассудка, размышления при выборе одного действия из двух противоположных. Человек делает выводы из своей чувстви¬тельности и её непостоянства. Любовь и поклонение перед разумом означают соблюдение за¬ветов и запретов, выполнение всех своих обязанностей, пренебреже¬ние которыми ведёт нас к страданию и самонаказанию. Действия никогда не бывают индифферентными по отношению к морали; они бывают либо хорошими (полезными), либо плохими (вредными, греховными). Стремление к насыщению удерживает от поклонения разуму и ведёт нас к наказанию. Соблюдение заповедей Высшего Разума является долгом для человека, так как любой грех – это вред самому себе. Нельзя полагаться на противоречивые предания, а необходимо думать самостоятельно – в этом и состоит определение их правильно¬сти и защита умозрительных заключений. Есть всего несколько при¬чин, по которым добрые дела сводятся на нет: неверие, жажда вы¬годы для себя под прикрытием хорошего поступка и лесть. Люди раз¬личаются в зависимости от выполнения ими обязанностей. Человек не всегда думает о наказании и вреде, а надеется что его это не коснется. Впрочем, в жизни люди часто рискуют, подвер¬гая себя опасности, в надежде остаться невредимыми. Это касается и определения лицемерия как «неверия в сердце и веры на словах». Всё то, за что человек заслуживает осуждения, происходит по вине са¬мого человека. Исполнение долга и обязанностей, как предопределённых спо¬собностей, происходит в процессе соблюдения закона и является ча¬стью веры, так как вера идёт впереди деяний (действий). Обязанности являются действиями, дополняющими акт признания разумных заве¬тов. Вера и познание религии предпочтительнее познания предпи¬сания закона; религия у всех пророков была одна и та же, а установ¬ленные предписания неодинаковы, так как в мире действует закон трансформации. Человек располагает в основном тремя средствами познания: а) органами чувств, б) преданиями, в) рассудком, размышлением и развитием разума, т.е. умением абстрагироваться от чувственно - воспринимаемого мира и его сиюминутного состояния. Веру можно в определённом смысле назвать познанием, но по сути своей она является признанием. Религия должна основываться не только на вере в авторитеты, но и на доказательствах. Познание в религии достигается через пре¬дания, заветы и при помощи духовного развития. Душевные потребности, переживаемые человеком как досто¬ин¬ство, чувства стыда и гордости, долга, ответственности и собст¬венной значимости, являются основой для переживания единого об¬раза “Я - личность”. 3. Духовные (идеальные, нематериальные, теоре¬тические) или разумные человеческие потребно¬сти На вершине иерархической пирамиды потребностей мы встре¬чаем мотивации, которые обслуживаются исключительно положи¬тельными возвышенными эмоциями. В отличие от телесных и ду¬шевных потребностей, ни научно - теоретическое познание, ни искус¬ство не обладают внутримозговым аппаратом наказания. Их привле¬кательность обеспечивается только той радостью, которую несёт по¬стижение истины, только тем высоким наслаждением, которое чело¬век испытывает от соприкосновения с великим и прекрасным. Описание духовных потребностей необходимо осуществлять с поисков высших желаний и мечтаний тех людей, которым история приписывает, что они являются создателями и носителями духовных ценностей. К таким людям обычно относят великих пророков и рели¬гиозных деятелей, духовных учителей и философов и ту часть интел¬лигенции, которая развивает науку, культуру и искусство. Анализ их духовных устремлений показывает, что они в основном сводятся к этической потребности, стремлению к высшим знаниям и самопозна¬нию. Духовные потребности можно представить как потребность в самовыражении или самореализации. Потребность в самореализации выражается через способности разумной души человека и сознание всех телесных и душевных по¬требностей. Эта потребность может осуществляться как творчество, искусство и в чисто теоретических науках, но для самореализации необходимы психофизическая подготовка и непосредственный опыт переживания истины (благоденствие). Для того, чтобы лучше понять “духовное” приведём определения Абу Али Ибн Сино о духовном и материальном. Ибн Сино давал чёткие представления о том, что: ма¬териальное - телесно, делимо, объёмно и это объективный предмет, а идеальное (духовное) - бестелесно, неделимо, не имеет объёма и это абстрагированный образ. Теперь попытаемся дать определение и описать духовные по¬требности и представить их в определённом порядке. 1. ПОТРЕБНОСТЬ в посвящении в таинственное, сокровен¬ное, скрытое (запретное, секретное, запредельное, предание, заветы, трансцендентальное учение, мистическое учение, тайную доктрину, тайну жизни, избранность). Данная потребность порождает любомудрие, философию, тео¬ретические науки, развивает абстрактное мышление (совершенное отвлечение), “умозрение умозрительного”. С древних времён вероисповедание имело свои тайные обще¬ства и храмы (святилища) сохраняющие древние доктрины с тайным смыслом великих учителей высокой науки, которая способна своим учением и практикой вести человечество к его божественному назна¬чению. Истинные религиозные познания первых людей - это учения, состоявшие из понятий о мироздании и Вечном Могуществе, которое произвело его, и законах, которыми оно поддерживается. Истинное знание сохранилось в древних “мистериях”, где бережно и сокро¬венно передавалась из уст в уста первобытная, врожденная мудрость. Наследство, передаваемое отцами детям, благочестивый завет любви, который расширяет пределы ответственности, нравственных правил и духовных ценностей человека. Как правило, методы не записывались, но передавались изустно от учителя к ученикам, которые, в свою оче¬редь, тщательно берегли и охраняли их как священную тайну. Это объясняет причину возникновения среди древних народов тайных обществ, цель которых состояла в развитии и совершенствовании у последователей особых сил при помощи различных упражнений и самодисциплины. Древние египтяне, ессеи, гностики, манихеи, неоп¬латоники, христианские мистики имели свои тайные организации, некоторые из которых существуют до сих пор, например, масонские ложи. Во всех странах, где существовали мистерии, тайноучения, ма¬гия, оккультизм, внешнее и внутреннее учение (экзотеризм и эзоте¬ризм) посвящение (откровение) было необходимостью. Выдать тайну везде считалось низостью, поэтому, посвященный должен был, со¬хранять вверенные ему тайны, чтобы учение не утратило своего пер¬воначального смысла и не опошлилось. В момент посвящений со¬вер¬шались тайные обряды. Сохранение тайны и посвящение в таин¬ство было делом только избранных людей. Избранники считают, что су¬ществует тайное (сокровенное, эзотерическое) учение, передавае¬мое с помощью посвящения и сохраняемое благодаря непрерывной цепи передачи, которое может объяснить постороннему наблюдателю все формы религии. 2. ПОТРЕБНОСТЬ в религии (святости) или в вере бессмер¬тия души и сверхъестественные явления (чудеса), исходящая из привязанности («жажды») к жизни, страха перед смертью и неизвест¬ностью, т.е. желание быть всегда и жить хорошо (рай). Иногда это на¬зывают религиозной потребностью, где культы мистерий или обряды посвящения (причастия), представляют собой тип душевной общно¬сти и начало духовного объединения, скрытый смысл которой бого¬избранность. Избранность для особой заветной судьбы, включающей в себя свидетельствование всем людям (народам) о Божественном бытии и учении. “Memento mori” /лат. - “Помни о смерти”/ - девиз философов-стоиков и в дальнейшем христианской этики, напоминающей о смер-ти человека, подготовке к загробной жизни и расплату за соде¬янное при жизни. Поэтому древние мудрецы считали, что “Искусство жить есть искусство умирать”. Данная потребность выражается и находит свое удовлетворе¬ние: а) в суевериях на уровне предрассудка /суеверные приметы, призраки, приведения, духи умерших, местностей и природных явле¬ний, волшебные амулеты, талисманы, заклинания духов, колдовство и т.п./; б) в религиозно - мистическом мировоззрении на уровне ум¬ст¬венного воображения (вознесение и воскресение души, судный день, рай праведников, ад грешников, перевоплощение, преображе¬ние и круговорот души (метемпсихоз, реинкарнация) для её очище¬ния и со¬вершенствования, чудеса пророков и святых для укрепления веры). Истинная или вернее искренняя вера в Бога, как творца (отца созидателя, строителя) всего сущего порождает в душе: (1) страх пе¬ред могуществом Бога и благоговейное смирение перед Великим и Бесконечным (богобоязнь); (2) покаяние и искупление (”сердечное сокрушение”), как осознание своей греховности (нарушение запове¬дей, как Божьей воли); (3) любовь к его справедливости и милосер¬дию (защита, помощь и прощение); (4) надежда на рай и спасение души от ада и искушений дьявола (шайтун, шайтан, сатана, ариман, мара); (5) преданное служение Богу - исполнение Его воли (законов, преданий, заповедей) и молитвами (санск. мантра – «остановка ума», религиозная медитация, заклинание); (6) терпение в бедах и муках земной жизни; (7) экстатическое чувство свободы и бессмертия души, её единения и жизнь в согласии с Божьей волей; (8) умиротворение, покой, отсутствие страха, печали и сожаления у праведника. в) в теологии, теософии (эзотерическое учение об универсаль¬ном устройстве мира), теогнозии - науке о деятельности божества, понятие о божестве, которое является доминирующим в священной науке; г) в философии на уровне научно-духовных представлений, ко¬торые рассматриваются в метафизике в трёх возможных мировоззре¬ниях: материалистическом, идеалистическом и реалистическом. Если материя мыслится как основа телесного мира и принима¬ется за общую и единственную субстанцию, то возникает материа¬лизм. В таком случае, всё представляется составным, временным, смертным, а бессмертным (вечным, неизменным) является первосуб¬станция материи (атомы, элементарные частицы, кванты 4-х фунда¬ментальных полей: электромагнитного, гравитационного, ядерного, слабых взаимодействий). Если наоборот, духовное или в форме ин¬дивидуальной души, или в форме общего духовного принципа, мыс¬лимого по аналогии с душевной деятельностью, делается первой суб¬станцией, то возникает идеализм. В таком случае всё представляется временным, как восприятие и мысли, имеющие начало и конец суще¬ствования, кроме субстанции духа как основы всего сущего. Наконец, при попытке удовлетворить равномерно различным сторонам реаль¬ного (действительного) мира, как материального, так и духовного, и сохранить за ними значение, соответствующее их действительному влиянию, возникает реализм. 3. ПОТРЕБНОСТЬ этическая: в справедливости, милосердии и исполнении других добродетелей, как начало осознанной жизни (со-знания и со-вести), самопознания своего духовного начала. “По¬знай самого себя и познаешь весь мир” - сокровенная тайна древних святилищ. Данная потребность появляется только в результате познания истинных причин добра и зла. Порождает в душе переживание чув¬ства совести (как внутренний суд над самим собой), терпимость и альтруизм (как разумный эгоизм). Хотя данная потребность не даётся от природы (не естественная), однако она является необходимой в силу разумного понимания причин добра и зла, пользы и вреда, дружбы и вражды, войны и мира в обществе людей. Она формирует представление об “Идеальном Я” или идеале мудрого, доброго нрава с чистой совестью святого человека (например, Гермес Трисмегист (трижды величайший), Зороастр, Моисей, Иисус Христос, Мухаммед, Кришна, Будда, Лао-Цзы, Кун-Цзы (Конфуций) и др.). Естественность этической потребности в человеке представ¬лена и проявляется чувством прекрасного (красота, великолепное, прекрасное, эстетическое – синонимы), т.е. эстетика – это природное начало этики. Красота – это переживание и оно подкрепляется рассу¬ждениями, размышлением, этическими или нравственными устоями. Представления о красоте природы и эстетическое чувство увеличи¬ваются в процессе познания. Имеется непознанная гармония универ¬сума, а безобразного в природе нет, есть не открывшаяся нам красота; со временем мы постигаем, что все происходящее в природе пре¬красно. Эстетическое (от греч. “aesthetics” – чувственное восприятие красоты, истины блага) переживание – это катарсис, просветление чувств, их очищение и единство, высшая ценностная эмоция. Катар¬сис, или очищение, исцеление, о котором учит античная этика, не есть нечто только эстетическое, он относится и к морали, и к психо¬логии, то есть ко всему человеку в целом. Катарсис – это возвышен¬ное, прекрасное чувство, возникающее при познании красоты, ис¬тины и блага. Поведение и деятельность человека обретает эстетический смысл только в том случае, если она выявляет в нем природное на¬чало, соединенное с нравственностью, этической потребностью, так как природа – это регулятор и ограничитель человеческой деятельно¬сти, указывая ей общественно полезное направление. Этика имеет как природную, так и общественную основу, кро-ме того, этическое учение является и теорией ценностей. Всегда имеется необходимая связь и зависимость между зна¬нием и моралью, намерением решать жизненные проблемы на науч¬ной основе и в соответствии с нравственными понятиями. Мораль ус¬танавливает то, что полагается должным или недолжным. Наука есть система знаний и основанных на ней представлениях о действитель¬ности, обогащающих духовный мир человека. Знание просвещает, освобождает его от невежества, суеверий и предрассудков, развивает сознание и чувство собственного достоинства. Нарушение этической потребности связано с неполнотой и из¬вращенностью знания, непонимания происходящего и в предвидении возможных результатов совершаемых действий, поведения, деятель¬ности. Развитая и вполне осознанная нравственность не может осно¬вываться только на простом перечне правил или заповедей (заветов, законов, договоров), так как сам человек является не только участни¬ком моральной ситуации, но именно он дает нравственную оценку, принимает решение и действует. Идеалы свободы, справедливости, единства, чести и любви – это символы веры и общие принципы внутреннего руководства в ре¬шении конкретных нравственных проблем. Заповеди или формули¬ровки общих требований (обязанностей) основываются на понимании людских отношений, общественной жизни, связи общих и личных интересов, реальной связи деятельности отдельного человека с дру¬гими людьми, на знании и понимании самих моральных норм. Целостность человеческой личности формируется под дейст¬вием этической потребности, где полнота знания и нравственности образуется соединением мудрости, человечности и деятельности. Моральные качества делятся на добродетели и пороки и лежат в основе социальной характеристики человека (характер, личность). Истинная нравственность, по Сократу, - знание того, что есть благо и прекрасное и вместе с тем полезное для человека, что помо¬гает ему достичь блаженства и жизненного счастья. Так, для Сократа мораль сливается со знанием и источником знания - Высшим Разу¬мом. Можно вполне справедливо считать, что истинное рождение че¬ловека всегда духовно и наступает с появлением морально-этической потребности. Телесно из семени рождаются только растения и жи¬вотные. 4. ПОТРЕБНОСТЬ в духовном братстве (единстве), осно¬ванном на возвышенных душевных чувствах и духовных потребно¬стях (общей вере, этических принципах, философском мировоззрении и практической помощи в самопознании и исправлении (самолече¬нии)). Потребность в духовном братстве удовлетворяется через соз¬дание и организацию (1)монастырей, храмов, церквей, таинственных обществ, (2)паломничество и поклонение единым святыням и (3)изучение священных писаний, божественных откровений, учений и систем, (4)признание одних и тех же духовных учителей, ашрамов (“обитель”), школ, догматов, доктрин. Адепты, посвященные в единые догматы, постигают таинство жизни, истину внутренним вдохновением и взаимными достиже¬ниями (духовными подвигами) и откровением. Во все времена суще¬ствовали люди, достигавшие знания и святости, необходимые для чистого познания. Истинные адепты священной науки образуют об¬щины; собираются в уединенных жилищах, где их соединенные пси¬хические силы могут действовать с большим успехом. Следующие три потребности являются высшим стремлением человеческого духа. 5. ПОТРЕБНОСТЬ в созерцании, в познании (знании) един¬ства мироздания и человека или единой (целостной, всеохваты¬вающей, завершённой) “картины мира”, “устройства мироздания”, “вселенной” (системное мировоззрение, структура (ключ) всезнания, синтез фундаментальных наук, система философии). Нет другого всеединого знания кроме знания себя (разумного человека), природы (Вселенной) и Бога (высшие умозрительные, аб¬страктные, вне опыта 5-ти чувств, трансцендентальные идеи). Кто по¬знал себя, природу и бога, тому больше нечего познавать, ибо всякое другое знание - есть знание связи их частей. Данная потребность удовлетворяется через поиск и достижение следующей системы знаний: а) знание Человека (основные темы и вопросы: триединство те-ла, души и духа, их потребности, строение и функции: анатомия, фи-зиология, психология); периоды жизни; причины болезни и смерти; биологическое и духовное рождение человека; эзотерические и ок-культные (скрытые, тайные, сокровенные) учения о человеке; со¬став человека (системы делений на 2,3,4,5,6,7,9) и его связь с приро¬дой; источники телесных и душевных сил; источники, виды и методы по-знания; признак, образ, понятие, символ; категории познания, за¬коны мышления; факты, законы, принципы; критерии (мера) истины, ап-риори и апостериори; опыт (умение) и знание; гипотеза и вера; дог-мы, аксиомы и теории; этические идеи и идеалы; конечная цель (смысл) существования; свобода воли (знание, способности, возмож¬ности, свобода выбора), пути и средства к самоуправлению (лечению) и совершенствованию. Всё это изучают следующие фундаментальные науки: биология, анатомия, физиология, психология общая и нейроп¬сихология, антропология, теория познания и логика, социология и ис¬тория, социальная психология, этика; б) знание строения системы природы, основные темы и во¬просы: уровни организации и формы существования материи; взаи¬мосвязь и отношение в трёх мирах (царствах) - физико-химическом (минеральном), растительном и животном; классификация вещей, существ, сил, процессов и явлений в трёх частях Природы; телесная и душевная связь человека с природой; эзотерическое и оккультное учение о Природе и её связи с человеком. Всё это изучают следую¬щие фундаментальные науки: физика, химия, астрономия, астроло¬гия, геология, биология, медицина; в) знание высших идей (основные темы и вопросы: первые принципы, причины и начала); единство противоположностей; сущ¬ность триединства; “мировое яйцо”, космологическая проблема, зна¬ние “семени всех вещей”; Бога, как живого и единого творца вселен¬ной; абсолюта, первой субстанции материи и души; классификация знаний фундаментальных наук, иерархия всех уровней (планов) жиз-ни единого бытия, взаимосвязь вещей и явлений, их необходимость и целесообразность в структуре всезнания, универсальные (общие) за-коны существования и изменения, круговорот (повторяемость, зако-номерность) появления, существования и исчезновения вещей и яв-лений, эволюции-инволюции, конечная цель существования и стрем-ления человека, природы и Бога. Всё это изучает метафизика и теоло-гия как её религиозное начало. Познание природы (Макрокосмос) и идей метафизики есть стремление человеческого духа к высшему свету просвещённости, а познание самого себя (Микрокосмос) есть его стремление к мудро¬сти. О потребности знания говорили уже древние оракулы, считав¬шие, что “знание - сила”. Аристотель - “глава мудрецов”, как его на¬зывал великий Авиценна, своё бессмертное произведение “Метафи¬зика” начинает со слов: “Все люди от природы стремятся к знанию”. Аристотель также считал, “что мудрость есть наука об определённых причинах и началах”. Эта потребность порождает синтез наглядно-опытных и экспериментально-научных представлений о природе и человеке, связанных с идеями философии и религии, расширяет гра¬ницы сознания и самосознания. Она даёт знание смысла существова¬ния природы, высшую цель человека (счастье или высшее благо) и назначение человека (познание себя и Бога). Способность говорить не есть главная отличительная черта че¬ловека от животных. Сотворив мир, Бог единственно только человеку среди всех своих творений дал возможность (способность) познать Себя. Создавая человека “по образу и подобию Своему” (иудаизм, христианство, мусульманство), Бог наделил его духовными потреб¬ностями, среди которых самой главной является познание Себя - это конечная цель и высшее назначение человека. С появлением и удовлетворением данной потребности полно¬стью исчезают все неестественные и не необходимые телесно-душев¬ные потребности. “Двумя обычными причинами несчастья людей являются, с од¬ной стороны, незнание того, как мало им нужно, чтобы быть счастли¬выми, а с другой - мнимые потребности и безграничные желания” (Гельвеций Клод Адриан. “Соч. в двух томах “. Том 2. стр.420 Изд-во “Мысль”, М., 1974). Китайский легендарный мудрец Ян Чжу (440-360 гг. до н. э.) сказал: “Живые люди не знают отдыха по четырём причинам: первая - /желание/долголетия; вторая - /жажда/ славы; третья - /стремление получить чиновничью/ должность; четвёртая - /жажда/ богатства. Из-за этих четырёх страстей люди боятся духов и друг друга, опасаются властей и наказаний. Это называется бегством человека от его при¬роды. (Древнекитайская философия, собрание текстов. т.1. стр. 222. Изд-во “Мысль”. М., 1972). “Суета сует и томление духа - всё суета” (Библия. кн. Еккле¬сиаста). Стремление к высшему знанию порождает в душе любовь к по¬кою, тишине, одиночеству и сосредоточенному состоянию духа, дающее блаженство и прикосновение к божественному. ...”Итак, деятельность Божества, будучи самою блаженною, есть созерцательная деятельность, а следовательно, из людской дея¬тельности наиболее блаженна та, которая родственнее всего божест¬венной... Блаженство простирается также далеко, как и созерцание; и чем в каком-либо существе более созерцания, тем в нём и более бла¬женства...” (Аристотель. “ Этика” кн.1. стр.200-201. СПБ. 1908г.). 6. ПОТРЕБНОСТЬ в счастье (блаженстве), в совершенстве. Данная потребность базируется на стремлении всех людей к счастью, но реализуется через самоисправление (самолечение), само¬совершенствование и самоконтроль (самоуправление) посредством психофизических упражнений (йога, буддизм и др. учения). Во всех тайных (сокровенных) учениях предупреждается, что использование сверхспособностей, которые открываются при психо¬физическом тренинге, для мирских целей (власть, богатство и т.д.), не рекомендуется. Древние мудрецы говорили: “Счастлив, кто познал причину вещей; он попрал ногами все страхи и непреклонную судьбу, и шум алчного Ахерона (лат.)” Счастье не есть непрерывный круговорот по удовлетворению всех потребностей, оно триедино как и сам человек и слагается из (1) здорового тела, (2) душевного равновесия (умиротворение, удовле¬творение, гармония, любовь) и (3) ясности сознания (отсутствие аф¬фектов, стрессов, кризисов). Здоровье тела зависит от (1) естественного образа жизни, (2) умеренного чередования сна и бодрствования, (3) движения и покоя тела, (4) еды (диеты), (5) напитков, (6) запора и опорожнения. Здоровье души зависит от жизни в согласии с людьми и с са¬мим собой (чистая совесть, отсутствие врагов, долгов, клятв и обяза¬тельств, подчинение и уважение общепринятых законов страны, в ко¬торой живёшь). Ясность сознания достигается изучением себя, Природы и Бога и пребывании в “Сат-Чит-Ананда” (абсолютное существование - зна¬ние - блаженство). 7. ПОТРЕБНОСТЬ достижения высших состояний, по¬стижения Истины, интуиции, мудрости, божественного знания и блаженства. “Истина едина, но мудрые постигают её разными путями” и по¬этому эту потребность высших достижений называют в различных учениях по разному: а) Самадхи - высшая степень сосредоточенности духа, глубокое созерцание, абсолютное спокойствие, высшая невозмутимость, чис¬тота и ясность сознания, прекращение модификаций (изменений) ма¬терии ума (санск. читта и её колебания - вритти), (Йога, высшая восьмая ступень); б) Турия - четвёртое состояние сознания или состояние сна без сновидений с сохранением самосознания (“Я - есмь”), вечно настоя¬щее, ибо будущее и прошлое только в работе памяти и воображения (Упанишады); в) Нирвана - угасание носителей качеств вещей и законов явле¬ний (санск. “дхарм”) и потока элементов (санск. “дхату”) сознания (санск. виджна, манас, читта), порождающих мир форм и мыслей, со¬стояние полного безмятежья и беззаботности души, безаффективное сознание, духовный покой, свободный от напряжения и конфликта, тишина и мир, отдых и освежение (Буддизм); г) Шуньявада - “Великая Пустота”, в которой всё возникает (рождается), всё содержится (существует, живёт) и в которой всё ис¬чезает (разрушается, умирает) (Будд. хинаяна); д) Бхута-Татхагата - “истинная реальность”, сущность; е) Дао - “отец и мать всех вещей”, “корень неба и земли”; ж) Тай-цзы - “Великий Предел” (даосизм) з) Сатори – «Просветление» (самбодхи), «умственное озаре¬ние», «видение процесса творения»; достижение (постижение) «Цар¬ства Свободы», интуитивное проникновение (прозрение) в природу вещей, «не иметь никакого пристанища» - обретение абсолютной свободы; «настоящее знание, которое не может быть выражено сло¬вами», познание реальности (Дзэн – буддизм, Китай, Япония); и) Эйн-Соф - “Абсолют”, “необусловленное состояние всех ве¬щей”, “запредельное”, “неизречённое”, “бесконечное” (Каббала). к) Слияние (единение) с Богом, Аллахом, вечным Абсолютом, необходимосущим, (иудаизм, христианство, мусульманство и су¬физм). Удовлетворение потребности приводит к : (1) познанию сущности “Я”, его постоянной вечной основы (санск. пуруша или атман) и его условности и изменчивости (”Я - душа тела”, “Я - личность”, “индивидуальное Я”), (2) спасению (ос¬вобождению) от неведения и привязанности к объектам 5-ти чувств, прекращению всех видов страданий (санк. кайвалья, мокша), обрете¬нию (достижению) внутренней свободы духа над природой души и тела; (4) отсутствию привязанности к личной и социальной опреде¬ленности (”Я - концепция”) без утраты добродетелей и способностей (”чтобы быть всем, надо быть никем, чтобы быть везде, надо быть нигде” - постулат высшей магии); (5) сверхсознанию (асам прадж¬нята), интуиции (мгновенное, непосредственное, прямое, без анализа и синтеза, ясное усмотрение, “озарение”, видение истины-сущности вещи, смысла явлений, событий и их связей, происходящее без чув¬ства напряжения и усилия - спонтанность процесса познания, сопут¬ствующее вдохновению и чувству абсолютной уверенности); (6) слиянию (не различение) познающего (”Я - субъект”) и познаваемого (”не - Я”, объект, вещи и явления), (7) способность “входить” (“про¬никать”) в суть (сущность, смысл) всякой вещи, явления через ощу¬щение, воображение, сочувствие («вчувствование»), сопереживание и понимание, (8) познанию трансцендентального («вещь в себе») или («вещь сама по себе, как она есть»); (9) познанию объективной и субъективной сущности времени (как счет изменениям, процессам, движениям), познания его направления (прошлое – как память и при¬чина настоящего, будущее – как представление и возможное следст¬вие (результат) настоящего и всегда реально существующее - само настоящее, относительности времени (ускорение и замедление), дли¬тельности времени (предел скорости восприятия и изменения) до вечности (эволюционно-инволюционный круговорот материи и духа в звёздно-планетных системах); (10) познанию сущности единого пространства, его бесплотность, абсолютная нейтральность (отсутст¬вие взаимодействия и сопротивления материи), непрерывность (не¬разрывность), изотропность (равнозначность всех направлений), симметричность - три противоположных направления (верх-низ, пра¬вое-левое, перед-зад) или числа измерений (высота, ширина, длина), измерение величины протяжённости посредством вещей (от предела деления формы - массы покоя до бесконечной, не имеющей матери¬альных границ вместимости, за которой один Бог); (11) познанию Шуньявады - “Великой Пустоты”, в которой всё возникает (рожда¬ется), всё содержится (существует, живёт) и в которой всё исчезает (разрушается, умирает) (буддизм); (12) познанию Алая Виджняна - хранилища знания Вселенной, неограниченное временем и простран¬ством, океан мыслей, творящий и уничтожающий вещи (буддизм); (13) познанию «Бхутта Татхагата» - истинной реальности, чистого бытия, сущности первоосновы (буддизм), (14) познанию «Ниргуна Брахман» - Бог, лишённый качеств, не воспринимаемая первопричина и первооснова Вселенной (Веданта); (15) познанию Дао - “отец и мать всех вещей”, “корень Неба и Земли” (даосизм); (16) познанию Тай-цзы - “Великий предел” (даосизм); (17) пониманию восхититель¬ного строения Вселенной и ее бесконечной справедливости, «книсе» (чень-син) – постижению сущности человеческой природы, «устра¬нению преграды» или «умственному озарению и внутреннему изме¬нению в сознании человека, позволяющее ему создать мир вечной гармонии и красоты, «новому рождению» (Дзен – буддизм); (18) по¬знанию Эйн-соф - “Абсолют”, постоянное, неизменяемое, вечное, ни¬чем не обусловленное и независимое существование, “запредельное”, “бесконечное”, ”неизречённое” (Каббала, оккультизм); (19) познанию мировой пралайи (санск. - растворение в первооснове вещей, мыслей, восприятий, равновесие противоположных качеств, момент отсутст¬вия воздействия (соединения) духа-знания (пуруша) на материю (пракрити), разрушение мира, “конец света”, “закат звёзд”, одинокое пребывание духа (санск. пуруша, атман) в “Ночи Брамы” до нового сотворения мира; (20) познанию источника жизненной энергии тела и нервно-психических процессов (пневма, «животные духи», “живот¬ный магнетизм”, прана, ци (чи), биоэнергия), обретению (достиже¬ние) внутренней свободы духа над природой души и тела, (21) уме¬нию полностью выделять “астрал” из тела; (22) знанию своей смерти и умение по своей воле умереть (покинуть тело и уйти в “царство мёртвых”, “вернуться к предкам”, в “вечную обитель”, “царство не¬бесное”, “ад или рай”, исчезнуть в небытие, уйти в состояние после смерти и до нового рождения) (тиб. Бардо Тходол), войти в паранир¬вану, абсолютное божественное Самадхи, умереть когда угодно Богу - отцу и Природе - матери. Всё это достигается (1) изучением философии (Джнана-йога), Санкхья, (2) подготовкой (тренировкой, контролем) тела (санск. Хат-ха-йога), (3) управлением дыхания и его ритмом (санск. пранаяма), (4) медитативным опустошением содержания сознания с сохранением самосознания (”Я - есмь”) и самоконтроль психофизических процес-сов всех видов восприятия, работы памяти (узнавание и воспомина-ние), воображения (представления) и мышления, которые порождают ограниченное предметное пространство и время, как изменение и счёт процессам в природе вещей и переживание длительности собст-венных психических процессов (санск. Раджа-йога, царственная йо-га). В восточной философии и религиозных учениях говорится о том, чтобы понять таинство жизни, необходимо найти и постичь “1001 имя Аллаха, Бога, Абсолюта, Высшего Разума”. В индийской философии и священных писаниях существуют понятия, обозначае¬мые атман, брахмо и пуруша, описывая их представим несколько этих имён, которые можно выразить в словах: Истина, Реальность, Абсолютный субъект, Атман, Брахмо, Пуруша, Верховное Начало, Высшее Я, беспредельный совершенный дух, существующий вне времени и пространства; То, что неограниченно противоположно¬стями и вездесущно. То, что находится за пределами материального существования и ни в чём не нуждается, То, что не рождено и не под¬вержено разрушению и смерти, То, что само себя освещает светом истины. Причина, основа и источник знания. Абсолютно спокойная и вечная душа, духовная (нематериальная) основа живой души, одино¬кий, бесстрашный, ни к чему не привязанный созерцатель, в котором нет различения на познающего, познание и познаваемое. То, что по¬знаёт, но само лишено формы, движения и качеств (санск. гуны - саттва, раджас, тамас). В системе Йоги, Санкхья, Буддизм говорится об исчезновении “майи” (неведения, омрачённости сознания), на появление состояния “бодхи” (просветления, совести, “прозрения своей сути”), “вилама виджняна” (чистое не омрачённое аффектами сознание), появлении “пратисанкхья ниродха” - прекращение всех видов страданий при по¬мощи силы совершенного размышления. В Индийской системе ве¬данта, телесная безболезненность, душевное умиротворение и духов¬ное созерцание, в котором постоянно пребывает только Бог, обозна¬чается “Сат-читт-ананда” переводимое как “абсолютное существова¬ние – знание - блаженство”. В мусульманстве, христианстве и иуда¬изме говорится об “ангельском состоянии существования”. |