Алфавит сознания и “Всеобщая декларация прав человека”
“Всеобщая декларация прав человека” построена на понятиях “свобода” и ”право”.
Свобода человека складывается всего лишь из необходимости (нужды, потребностей) и свободы выбора из предопределенных усло¬вий. Имея полную, обоснованную и непротиворечивую классифика¬цию и описание всех потребностей, становится ясным, что потребно¬сти – это еще и обязательные условия существования человека, т.е. потребности – нужда, необходимость, обязательство, а их удовлетво¬рение еще и ответственность.
Права человека – это письменный или устный договор о закон¬ном удовлетворении, выполнении и понимании необходимых и обя¬зательных потребностей.
“Всеобщая декларация обязанностей человека” строится на по¬нятиях “обязательство” и “закон” и необходимости (обязанности) че¬ловека действовать согласно разуму и отвечать за свои поступки.
Ответственность и свобода взаимообусловлены, т.е. больше свободы у того, у кого больше ответственности. Необходимость, ко¬торая осознанна и будет являться свободой человека.
Коренное понятие этического общества состоит в справедливо¬сти, как одной из добродетели этической потребности.
Человек принужден действовать по необходимости своих по¬требностей и условий (обстоятельств). Свобода, не опирающаяся на необходимость (обязательство), является заблуждением и в конечном итоге приводит к ограничению и самоуничтожению. Свобода чело¬века состоит в осознанном действии необходимых своих потребно¬стей как условий или источников и первопричин жизнедеятельности и поведения. Удовлетворение и раскрытие (развитие) человеческих способностей должны вести к высшему человеческому совершенству и духовным потребностям.
Достижение совершенства предполагает:
- познание телесных, душевных и духовных потребностей,
- приобще¬ние возможно большего числа людей к пониманию высшего блага,
- организацию и создание этического общества, на соответст¬вующей моральной философии общечеловеческих ценностей
- полной непро¬тиворечивой обоснованной классификации всех потребностей, разви¬тие учения полноценного воспитания и самовос¬питания личности, в том числе в педагогике и в медицине.
Этическое общество строится на понятии “закон” и оно вклю¬чает обязательное знание этических законов, знание дозволенного и запрещенного.
Основной принцип нравственного закона гласит:
“Человек и его потомки испытывают на себе последст¬вия своих поступков”.
Разум и опыт подсказали людям необходимость перехода к гражданскому обществу, которое должно быть обязательно этиче¬ским. К этическому обществу, через общественный договор необхо¬димого или обязательного, который создал общественную власть, способную сдерживать патологические потребности и развивать ду¬ховные, чтобы люди могли (и должны) жить по руководству разума. Общественный договор обеспечивает безопасность всех граждан и обязательное исполнение закона.
Государство – орган всего этического общества, справедливое сообщество полноценных личностей, целью государства является общее благо, воспитание людей в духе этики и разума, независимо от формы государства, содержание – всегда этическое. Общество и на¬роды только через этические законы и нравственность смогут нау¬чится благоденствию. Государства, в которых преобладает этика, ру¬ководствуются разумом, и не будут враждовать между собой, так как для вражды нет оснований: все причины мира и дружбы известны. Государства и народы призваны к добродетели и разуму, жить в ми-ре и согласии, как и личности внутри каждого государства.
Истина только одна и дать ее может только вера в Высший Ра¬зум. Добродетель никогда не враждебна истине, а всегда согласна с ней. Врагом истинной морали является невежество.
Моральное просвещение и воспитание неотделимо от воспита¬ния разумной личности. В этическом, разумном обществе, где люди будут объединены сознанием общих потребностей и интересов, где ничьи интересы не будут влиять на научное исследование, восторже¬ствует истинная мораль.
Все страсти, стремления, желания и интересы имеют своим ос¬нованием естественные потребности, это жизненное начало, одушев¬ляющее человека. Из этого естественного начала проистекают лю¬бовь к истине, постижение Высшего блага, великодушие и милосер¬дие, а также стремление к власти, тщеславие, честолюбие, зависть, скупость, ненависть, которые побуждают людей к действиям и скла¬дывают личный интерес, инициативу, свободное предприниматель¬ство как движущий мотив.
Познание потребностей как необходимости (обязанностей) личности и общества – предпосылка свободы.
Задача состоит в том, чтобы это познание и его осуществление направить к общему благу.
Принцип общего блага в этическом обществе есть критерий общечеловеческих ценностей, то есть подлинной гуманности.
Принцип общественной пользы и развития полноценной лич¬ности есть критерий законодательств идеального государства – эти¬ческого общества.
Источником совершенной пользы от деятельности человека и других людей могут быть только те полезные качества, которые ле¬жат в самом человеческом организме и ведут его к духовным потреб¬ностям и высшему благу.
Главной доктриной этического общества является аксиома: целое больше части. Отсюда следует, что нация, попирающая ради выгоды общечеловеческие ценности, отдельное сословие, попираю¬щее интересы этического общества, государства, нации действуют дурно. Притом дурно не потому, что они наносят ущерб целому, а по¬тому, что, нанося ущерб целому, они наносят ущерб себе. История показывает и учит, что расчет тех наций, которые хотят подчинить себе все человечество, неверен. Они обычно кончали тем, что их ис¬требляли и порабощали.
“Только то, что составляет натуру человека, признается в науке за истину; только то, что полезно для человека вообще (общечелове¬ческие ценности), признается за истинное добро (бла-го)”,- пишет Чернышевский. Человек обязан подходить к выбору своих поступков и знать, что полезно и вредно, дозволено и запреще-но, чтобы поведе¬ние и деятельность выражали реальные потребности людей.
Свобода сливается с необходимостью: потребности все более осознаются, и появляется ответственность, обязанность, необходи¬мость.
Осознание принципов этики и применение их в союзе, содру¬жестве, сообществе позволит шагнуть за пределы национально-рели¬гиозного сознания и признать единую цель человечества – универ¬сальное значение и назначение этического общества и сделать первые шаги к его осуществлению.
Единый закон жизни – это нравственный закон; “ничего сверх меры” и, узаконивая известные потребности, признать за ними безус¬ловное право, ввести и утвердить разумные пределы их удовлетворе¬ния и необходимости. Свобода человека вводится в пределы чисто внутреннего, нравственного отношения. Человек сам по себе может принять или отвергнуть, предлагаемый ему этический закон, оста¬ваться верным этому закону или отступить от него, но не быть в ус¬ловиях потребностей и жизнедеятельности он не может. От человека зависит его личная судьба и она становится все более осознанной при более полном исполнении этических законов. Для становления этического общества необходимостью является выработка такого этического сознания и это имеет не только теоретический, но глав¬ным образом практический смысл.
Извращение человеком себя влияет на собственное вырожде¬ние и неблагоприятно отражается на окружающих. Этический (т.е. чисто духовный) закон состоит не из произвольных и непонятных требований и предписаний, а имеет определенную потребностно-по¬веденческую сущность человека, - из нравственных свойств людей вытекают и определенные этические заповеди. Духовный закон не есть только внешнее предписание, а представляется как выражение истинного нравственного настроения относительно ближнего - та¬кого настроения, которое определяется не формальной справедливо¬стью, а милосердием, как чертой характера для сохранения чистоты душев¬ной и нравственной свободы. Просвещение сознания человека со¬стоит в том, что нарушение этических законов со стороны человека вредит только ему самому.

* * *

Человек – биосоциальное существо и из этого формируются его потребности, а отсюда проистекают его обязанности. Животное всегда ведет себя только в соответствии с потребностями своего вида; человек выступает как разумное существо, он творит уникально. Он производит, даже будучи свободен от биологических потребностей. Организация общества должна исходить из природных основ; поря¬док и законы, организованность и целесообразность присущи при¬роде, служат основой гармонии жизни, произвол и хаос ужасны, но страшна и сверхорганизация не терпящая никаких отклонений, мерт¬вящая, механическая, не знающая развития, трансформации.
Этика, этическое учение обостряет внимание к закону, правилу, служит его проверкой, воспитывает характер, формирует общество, говорит о необходимости и жизненности правила, его толковании и интерпретации при сохранении жизненной сути. Этика препятствует организации преступить меру, превратиться в нечто безумное. Этиче¬ские правила показывают взаимосвязь красоты с истиной и благом, познанием и преобразованием. Этика – это искусство мыслить анало¬гично разуму, т.е. мыслить прекрасно.
Духовное постижение мира предполагает особого рода эмо¬ционально окрашенный подход человека к окружающей действи¬тельности, при котором ее проявления непосредственно соотносятся с чувствами и духовными потребностями. Действительность рассмат¬ривается через призму ее ценности для человека и его конечной цели. Следует ли считать ценностью всё, то, что нужно человеку для жизни? Человек, как известно, сыт не хлебом единым, т.е. ему нужно не только удовлетворение телесных и душевных потребностей, но и высших духовных потребностей. Высшие стимулы поведения и дея¬тельности и есть ценности. Идея ценностей через признание полной классификации потребностей и есть форма утверждения шкалы норм и ценностей в этическом обществе. Ценности могут быть общечело¬веческие, и они не расходятся с ценностями социальных групп и су¬губо личностными. Ценностная конфронтация переходит во взаимо¬действие и порождает сверхценностную идею человечества как еди¬ного целого с единой средой обитания. Ценности – это святыни. Они затрагивают человека лично, вызывают моральную обязанность, вы¬светляют чувства. Ценностное отношение всегда эмоционально и это радость, любование, осенение, озарение, восторг, восхищение и бла¬гоговение. Высшее из них – благоговение перед святыней. Ценностей со знаком минус не бывает.
Приговаривая преступника к смертной казни, судья руково¬дствуется не этическими, а правовыми критериями. Общество живет не только ценностями, но и нормами. Ценностный подход выявляет в человеке гуманизм. Человек не взирая ни на что, должен стремиться к высшим духовным потребностям, и достигать их. Ценность – это должное.
В понятии “любовь” реализуется представление о ценности. Именно здесь идея ценности обретает силу. Любовь – это ценность плюс реальность. Высокая любовь – это самопожертвование, самоот¬дача, преодоление эгоизма. “Истинная сущность любви, - писал Ге¬гель, - состоит в том, чтобы отказаться от сознания самого себя, за¬быть себя в другом “я” и, однако, в этом исчезновении и забве-нии впервые обрести самого себя и обладать собою”.
Смысл любви – создание нового, высокоразвитого человека. Эгоизм несет гибель личностному, но не индивидуальному началу, утвер¬ждая свою персону, эгоист на деле губит ее, выдвигая на первый план животное и материалистическое в ущерб духовному. Подлинное са¬моутверждение человека состоит в обуздании эгоизма, в том, чтобы утвердить себя в духовном.
Этическая система возможна только в обществе открытом для плюрализма и правды свободного слова. Этика предполагает свободу выбора, в том числе в политике выбор альтернативных предложений. Где есть лишь одно политическое предложение, там нельзя говорить о свободе. Государство с этической системой призвано осуществлять одну пригодную для всех и абсолютную истину. Точек зрения и под разным углом на истину может быть много, в различных этических организациях, партиях и сообществах. Но тот, кто обладает абсолют¬ной истиной и властью, не захочет допустить лжи, т.е. все, что не совпадает с истиной, будет ложью. Усвоив права и обязанности чело¬века, власть, наряду с политической категорией, должна стать катего¬рией моральной. Человек сознает себя не игрушкой стихийных сил, не винтиком в общественной машине, а сознательным и морально от¬ветственным участником этического общества; понимает и сохраняет знание соб¬ственной личности, познает себя как общественного чело¬века.
В обществе, где повсеместно утверждается, так называемая “рыночная экономика”, существует структура отношений коопера¬ции, взаимной зависимости, иерархической подчиненности, конфлик¬тов и социальной дистанции. Структура “рыночных отношений” в обществе складывается из результатов человеческих действий и ре¬шений, а ее упорядоченность (порядок действий) может осуществ¬ляться либо посредством принципов этических законов, что предпо¬лагает свободу, либо произвола или регламентации. Важно понимать необходимость единства науки и нравствен¬ности. Знание этических законов в общественном развитии дает че¬ловеку не только лучшее понимание общественной, жизненной си¬туации, не только делает бо¬лее понятным его отношение к другим людям и обществу, но и тем самым делает более ясным сознание его соб¬ственной роли и долга, и укрепляет его самосознание. Знание даёт человеку возможность предвидеть последствия своих действий, по¬зволяет приводить в соот¬ветствие намерения с результатами, повы¬шая ответственность.
Как и во всех обществах, в том числе и обществе с рыночной экономикой, где на первом месте стоит экономика, т.е. структура об¬щества стро¬ится на хозяйственных отношениях владения собственно¬стью, преде¬лом развития является потребность в самоутверждении. То есть если рассматривать потребности в их филогенетическом и он¬тогенетиче¬ском становлении можно выделить их основные блоки. По возрас¬тному и историческому развитию они располагаются следую¬щим об¬разом:
1) биологические,
2) в эмоциональных контактах,
3) в безопасности,
4) в самоутверждении,
5) в самовыражении.
Следует отметить, что потребности второго блока начинают проявляться на уровне психики, способной к научению, на уровне пя¬того блока (самовыражение) – способной к преобразующему влия-нию на внешнюю среду и самоконтролю (самосовершенствованию).
Потребность в самоутверждении в ее статической форме реали¬зуется в кооперации, а в динамической форме – в соревновательной характеристике поведения (конкуренция). На основе ориентиро¬вочно-исследовательского поведения и развивающейся потребности в самоутверждении строится ритуализованное поведение. Это первая форма группового поведения. Адекватное групповое поведение опре¬деляется сбалансированностью всех его характеристик: общения, кооперации и соревновательности (конкуренции).
Общение предполагает обмен информацией о внут¬ренних со¬стояниях и переживаниях на базе моторных символов.
Кооперация – суть явление естественного межвидового отбора, предполагающая внутривидовое объединение особей в борьбе за су¬ществование.
Соревновательность включает в себя элементы внутривидовой и межвидовой борьбы за существование. Внутривидовая соревнова¬тельность включает в себя борьбу за более почетное место в иерар¬хии группы, которая позволяет в случае животной психики, принять бо¬лее активное участие в воспроизведении вида.
Если предположить поступательное развитие (прогресс) чело¬веческого общества, то современное общество достигло 4-ой сту¬пени, т.е. происходит развитие и общественное осознание потребно¬сти в самоутверждении.
Повседневный общественный процесс основывается на суще¬ствующих законах, а также традициях и привычках, имеющихся в конкретном обществе. Реальность соблюдения прав и обязанностей, мораль и традиции являются формами экономического процесса, а отсюда и распределение благ. С правовой точки зрения экономиче¬ский порядок рыночных отношений основывается на принципах эти¬ческого общества, в соответствии с которыми в государстве и обще¬стве должны главенствовать не люди, а законы. Через законы обосно¬вываются конкретные правила поведения и предоставляются равные возможности всем членам общества, в том числе и носителям реше¬ний для всеобщего исполнения и действий. Это делает возможным личностное приспособление к изменению внешней среды и формам поведения.
Ритуализация поведения и заключается в усвоении форм реак¬ций в процессе взаимодействия с особями своего вида. Оно включает репертуар поведенческих форм общения, кооперации и соревнова¬тельности, определяет само восприятие своего положения в группо¬вой иерархии.
Обнадеживающим фактом является то, что ритуал и ритуаль¬ное поведение считается первичной формой и началом духовного развития. А значит, идея этического общества и его научное осозна¬ние позволит человечеству, как единому организму перейти в своем общественном развитии к более высокой ступени – потребности в са¬мовыражении. Из потребности самовыражения вырастает ценно¬стно-ориентационная деятельность, опосредуемая ритуализованным пове¬дением как первым этапом самооценки через группу и имеет не¬по¬средственную предпосылку в практическом самопознании.


* * *

“Наша сила в справедливости”
Амир Тимур.

Всеобщая декларация прав человека - это юридическое (на ос¬нове закона) проявление естественного всеобщего стремления чело¬вечества к единству, изначально заложенного творцом в природу че¬ловека и его смысл существования, как индивидуального, так и обще¬ственного.
Во Всеобщей декларации прав человека идейной нитью проле¬гает прежде всего этическая основа, на которой строится разумность или духовность - знание добродетелей и пороков человека.
Путь свободы избирается и осуществляется свободно и свобод¬ным человеком. Человеку предоставлена свобода выбора, без которой невозможно никакое духовное развитие, а значит никакое развитие вообще.
Корни, определяющие уровень и состояние прав и свобод лич¬ности, находятся в нравственности народа, складывающей его рели¬гиозные, культурные, социальные, политические и экономические отношения, поэтому этику древние философы и мудрецы относили к практическому разуму.
Права и свободы являются отражением потребностей человека как биосоциального и духовного существа и определяются уровнем развития конкретного государственно-организованного общества и человечества в целом.
В естественно-правовых взглядах древних мыслителей отража¬лась практика соответствия божественных предписаний, вытекающих из природы самого человека. Закон юридический должен соответст¬вовать закону или закономерностям жизни человека и государст¬венно-организованного общества с учётом взаимозависимости, взаи¬модействия и естественного стремления к единству целостности все-го человечества.
Человечество свободно соглашается быть управляемо разумно и морально (нравственно) на основе закона единства, который оно понимает и получает возрастающую силу от божественного разума и преодолевает все препятствия, возникающие от разделения (неведе¬ние, заблуждения, предрассудки).
Социальный строй развивается под влиянием природы, челове¬ческой инициативы и принципов Высшего разума.
Духовное слово или ментальность заимствует свою природу из мира божественного, где разум и законы, которым повинуются пони¬мание и мышление, “со-знание” - выполнение высшего закона, а Высший разум - источник всякого закона.
Природа воздействует на людей, развивая их ум опытом роко¬вых неизбежностей, а деятельность - потребностями и желаниями, которые она им внушает и сообщает высшие принципы, группируя их сначала в семьи, затем - в племена, составленные из частей этой се¬мьи и скреплённые общностью потребностей, чувств, верований под руководством достойнейших. Наконец, посредством федеративного союза племен, привыкших к одной среде, к одинаковым стремлениям, окруженных одинаковыми опасностями, природа сближает людей общим интересом и слагает из них народность, союз, составляющий по духу солидарности одну большую семью, со значительным числом индивидуумов. Умножаясь и расширяясь, народность становится на¬родом.
Семья, племя, народ, раса могут быть рассеяны, однако они пе¬реживают годы и века, всякие перевороты и влияния, но и разбросан¬ные племена никогда не утрачивают непреодолимого желания вос¬становить свое единство. Полное единообразие человечества не толь-ко невозможно, но и было бы просто ужасно. Однако, духовное или идеологическое единство, основанное на признании общечелове¬ческих ценностей, необходимо для совершенствования человечества, в том числе и для совершенствования международного права и его функционирования.
Условия среды и времени порождают среди народов желания, интересы, столкновения особого порядка, которые природа не может удовлетворить равномерно для всех. Поэтому происходит искусст¬венная переработка, вторичная классификация, в которой узы род¬ства, нравов и верований не играют ни какой роли; к таковым отно¬сится особая эксплуатация, какой либо отрасли или культуры земле¬делия, промышленности, особенно выгодной торговли; иногда же¬лающих захватить какую-нибудь природную выгоду привлекает к одному и тому же региону племена и народы даже без всякого род¬ства и иной связи, кроме общей, одушевляющей страсти. Такие объе¬динения людей могут держаться двумя способами: или принужде¬нием могущественной воли, работающей для своей выгоды, или даже для общего блага; или же посредством настоящего договора, услов¬ной ассоциации, регулирующей необходимые обязательства между всеми заинтересованными. Иначе говоря, это социальная форма ос¬нована на праве, установленном человеческим писанным или неписа¬ным законом и принуждением, зависящим от согласия большинства. Такие общества исчезают или вместе с волей их установившей, или вместе с интересами, которые их создали, или, наконец, под давле¬нием противоположных интересов. Первоначальный элемент, такого рода человеческого общества, находится не в личности, не в семье, не в какой иной естественной группировке, а в чисто условной среде, в смысле собрания людей, участников договора.
При создании договоров, формулирующих юридические нормы в области прав и свобод человека, должны приниматься во внимание следующие пункты:
1) индивидуальный, относящийся к человеку как таковому со всеми его биологическими (телесными), душевными и духовными потребностями;
2) общественный, определяемый условиями жизни данного го¬сударственно-организованного общества, уровнем его развития, все-ми особенностями и традициями;
3) международный, определяемый степенью развития мирового сообщества в целом, уровнем взаимозависимости государств и наро¬дов, их взаимных интересов и уз естественного единства;
На основании вышеизложенного будет строиться международ¬ное право, его механизмы (функционирование) и процедуры.
Взаимозависимость и целостность мирового сообщества, един¬ство человечества выражается в появлении (признании), расширении и уточнении содержания общечеловеческих стандартов прав и свобод личности, имеющих силу норм человеческой морали, а отсюда и ме¬ждународного права. Государство желающее быть полноправным членом мирового сообщества, должно создавать свое законодатель¬ство с требованиями общечеловеческих ценностей и неотъемлемых прав и свобод. Не соблюдение этих прав и свобод неукоснительно от¬разится на других народах как части единого человечества. Права и свободы определяются двумя социальными факторами: внутригосу¬дарственным и международным.
Человек - существо социальное и проявляться его нравствен¬ные качества (этос) могут только в обществе. Вне общества, вне свя¬зей человека с другими людьми, с обществом в целом, вообще, нельзя говорить о правах или свободах. В настоящее время устанавливаются нормативы взаимодействия человека с окружающей природой, в це¬лях сохранения ее на всей планете (экология). Поэтому международ¬ные права и свободы человека будут устанавливаться на всех уровнях жизни. Эти права определяются не только общественными отноше¬ниями, в рамках которых действует индивид, но и природой самого человека, как биосоциального и духовного существа. Ведь именно потребности человека – телесные, душевные и духовные лежат в ос¬нове прав и свобод. Развитие же общественных отношений, как внут¬ригосударственных, так и международных позволяет удовлетворять и проявлять эти потребности, воплощать их в юридические права и свободы, и, естественно, способствует их совершенствованию.
“Мы считаем самоочевидной истину, что все люди созданы равными и наделены творцом прирожденными и неотчуждаемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью” - писал Томас Джефферсон в “Декларации не¬зависимости”. Право на жизнь обеспечивается удовлетворением био¬логических потребностей, свобода есть концентрированное обозна¬чение социального идеала (свобода выбора, нравственность), а стрем¬ление к счастью (благу) предполагает поиск возможно полной само¬реализации личности.
“Обозревая, все содержание нашего человеческого существо¬вания - мы уже в нашем обыденном сознании находим величайшее многообразие интересов и их удовлетворения. Мы находим обшир¬ную систему физических потребностей, на удовлетворение которых работают большая и разветвленная сеть промышленных предпри¬ятий, торговля судоходство и технические изобретения. Выше этой системы потребностей мы находим права, законы, жизнь в семье, обособление сословий, всю многообъемлемую область государства затем идет религиозная потребность, которую мы встречаем в каждой душе и которая получает свое удовлетворение в церковной жизни. Наконец, мы находим бесконечно социализированную и сложную деятельность, совершающуюся в науке - совокупности знаний, охва¬тывающую все существующее” (Гегель Г. Эстетика т.1 М., “Искус¬ство 1968 г.).
Известно, что существование убедительного, для всех дейст¬вующих лиц социального взаимодействия, толкования поведения че¬ловека – основа и необходимое условие социальности. Таким толко¬ванием может стать толкование потребностей человека, которое соз¬даст у участников взаимодействия то ощущение взаимопонимания и понимания всех людей, без которого невозможна ориентация в соци¬альной жизни и целенаправленном поведении. Таким образом, для социологии проблема понимания выступает как важный аспект в ана¬лизе мотивов осмысленного, целенаправленного и упорядоченного взаимодействия людей.
Якобсон считает, что на мотивацию поведения влияют потреб¬ности человека и их особенности. В своей книге он пишет: “Потреб¬ность - это такое состояние организма, вызванное нуждой в тех или иных веществах, предметах, требующихся для поддержания его су¬ществования, которое выражается в его повышенной раздражимости к тем или иным воздействиям и побуждает его к соответствующим действиям. Потребность предметна: это всегда необходимость и ну¬жда в чем-то. Потребность - это состояние, характеризующееся дина¬мичностью - слабое проявление, нарастание, исчезновение в итоге ее удовлетворения, а через некоторое время новое проявление потреб¬ности “ (П. М. Якобсон. Психологические проблемы мотивации пове¬дения человека. “Просвещение” М., 1969г.)
Любая потребность, во-первых, есть свойство организма (гомеостаз внутренней среды), во-вторых, - это объекты (пред¬меты, вещи) без которых организм не может существовать, и, в-третьих, - это необходимое условие жизни во внешней среде при¬роды и обществе себе подобных, дающее возможность сохранения себя и вида, а также обеспечивать собственное (индивидуальное) развитие. Итак, потребность есть избирательная зависимость живых организмов от факторов внутренней и внешней среды, су¬щественных для самосохранения, источник активности живых систем, побуждения и цель их поведения в окружающем мире.
Внутреннее напряжение - это лишь слепая энергия, но когда она осознается в связи с потребностью, с которой она связана, то это напряжение мы обозначаем, как стремление, влечение, эмоцию, хоте¬ние, чувство.
В обзоре всех основных идей учения о потребностях жизни и поведения человека проявляется мысль о том, что определение и опи¬сание потребностей, их классификация (систематизация) станет ал¬фавитом сознания, складывающимся из желаний (переживаний), как реальных (истинных) мотивов поведения и деятельности. Надеясь, что представленная классификация потребностей будет наиболее обоснованной, полной и непротиворечивой, в ней все-таки могут быть незаполненные ячейки, которые со временем дополняться но¬выми открытиями в психологии.
Основы теории функциональной диагностики личности станут рабочей гипотезой прикладной психологии, психотерапии и психиат¬рии, а при разработке соответствующих методологий в социологии, социальной психологии и в других смежных специальностях, в том числе в общественном и государственно-организованном строитель¬стве.

Hosted by uCoz