Идеальное государство – этическое общество |
“Общность, индивидуальность, жизненность, идеал” – вот де¬виз государства и общества, стремящихся к совершенству, а их глав¬ная цель: “Государство – этическое общество”.
Краткое изложение этой проблемы, которую совместно решают государство, общество и личность таково: “Государство, где Сво¬бода, Справедливость и Единство (солидарность) являются основ¬ными ценностями социальной жизни, может быть только этическим обществом”. Построением этического (этосологического) общества, чтобы оно было успешным, должны заниматься государство и государст¬венные структуры (предприятия, организации, учреждения), государ¬ственно-общественное строительство (НПО - общественные органи¬зации, гражданские общества, демократические организации), груп-пы, коллективы и отдельные лица, т.е. все институты, организа¬ции и самоорганизации общества. А также для выработки единых, общече-ловеческих ценностей, с однозначной формулировкой норм морали (нравственности), привлечь все заинтересованные учрежде¬ния науки, образования и просвещения, в первую очередь – духов¬ные. В современном прогрессивном мире многими политиками и общественными деятелями, в построении демократии или правового общества, делается большой упор, на так называемые “гражданские общества”. Гражданское общество считается ключом к социальному, эко¬номическому и политическому успеху. Корни понятия “гражданское общество” (civil society) берут на¬чало от трудов древнегреческих философов и Цицерона. Однако древние мыслители, когда говорили о гражданском обществе, имели в виду главным образом само государство. Такие выдающиеся теоретики и просветители, как Томас Пейн и Гегель (конец XVIII века) рассматривали гражданское общество как близкую к государству, но отделенную от него сферу, общество, в ко¬тором граждане объединяются в соответствии с потребностями и ин¬тересами. Антонио Грамши, который рассматривал гражданское обще¬ство как специфическую отправную базу для независимых политиче¬ских действий и тем самым как важную сферу для борьбы с тира¬нией. Понятие “гражданское общество” охватывает все организации и объединения вне государства, включая политические партии и ры¬нок, а также профсоюзы, торговые палаты, этнические группы, рели¬гиозные организации, культурные и спортивные общества. Они со¬действуют гражданскому участию в политике, образованию и про¬свещению граждан. Гражданское общество часто оказывает ценную помощь в раз¬витии правильных (правовых) социальных и политических взаимоот¬ношений. Гражданское общество внутри определенной страны, так и на¬циональное гражданское общество имеют свои противоположные стороны. Путь к экономическому успеху не обязательно лежит через гражданское общество, а сильное гражданское общество может впол-не сосуществовать с довольно слабой экономикой, т.е. конкрет¬ные экономические интересы играют немаловажную роль. Сильное гражданское общество может ослабить государство. Гражданское общество всегда и везде являлось разношерстным со¬обществом хороших, плохих или просто странных людей. Осознание того, что общество объединяет людей, которые преследуют не только благие, но и зловещие цели, имеет решающее значение. Даже если некоторые группы ориентируются на высшие, нематериальные прин¬ципы и ценности, то большинство групп преследуют частные цели или цели, направленные на непосредственное продвижение экономи¬ческих интересов. Целью программы и проекта: “Государство – этическое обще¬ство” является распространение научного знания об этическом уче¬нии в обществознании и его проникновение в широкие слои населе¬ния; применение этических учений в социологии, социальной психо¬логии, в государственно-общественном строительстве. В связи с уси¬лившимся влиянием науки на общество необходимо направлять раз¬витие науки на социально значимые цели, особенно общественные науки, которые на основе познания пытаются решить практически жизненные задачи. Эти задачи должны обрести конкретные научные формулировки, а кроме того, мера социальной ответственности, в том числе за судьбу об¬ществ, должна быть значительно повышена. Необходима выработка, принятие критериев и идеальный образ общества, в котором совмещаются противоречащие друг другу цели – благосостояние и равенство, социальная стабильность и развитой ры¬нок, сохранение народных традиций и процветание по образцу меж¬дународных, мировых стандартов. А также анализ адекватности со¬циальным движениям в возможности найти смысл, цель этих движе¬ний, а также интерес к повседневной жизни людей. При любой программе исследования общества людям очевидно влияние власти государства в управлении и организации. Создание службы социальной помощи с государственной поддержкой на ос¬нове этических обществ принесет несомненный успех и реальный ре¬зультат. Государство имеет власть для того, чтобы представлять об¬щественные программы и осуществлять их. Разумная деятельность этических обществ нацелена на усиление государства, чем на ослаб¬ление. Сущность, смысл и реализация этики, как учения и опыта, в осознании благоденствия. Осознание – есть сопричастность к знанию разума, к знанию – силы благоденствия. Благоденствие – деятельность, действие, движение, поступки ведущие к благу как отдельного человека, так и общества в целом. Благоденствие – деятельность, действие, движение, поступки ведущие к блаженству как естественному (изначальному) и истин¬ному состоянию Высшего Разума. Понимание истины возможно с двух позиций: человека и Природы. С позиции человека или антро¬пологии (человекознания) истина – это неизменное состояние блага в человеческом существе его триединства (тело, душа, дух). В его об¬ществе, как множестве вида, действуют единые Законы Высшего Ра¬зума в единстве его рода. Высший Разум или Истина – есть созидательная сила реального мира, человека и общества. В общественной жизни человека, в различных формах обще¬ства необходимо действие и соблюдение принципа гармонической коллективности или совершенного общества, справедливой общины, демократического или правового государства, гражданского обще¬ства. Этическое (этосологическое) общество – первичная основа и составляющая демократического (самоорганизующегося) государ¬ства. Степень развития этического общества отражает уровень разви¬тия государства. Этическое общество – это формирующая сила в развитии иде¬ального (самосовершенствующегося) государства, как разумная че¬ловеческая общность, представленная сетью добровольно образовав¬шихся общественных организаций в структуре государства и госу¬дарственно-общественного строительства (это общественные объе¬динения: школы, центры, клубы, различные организации по общест¬венно-полезной деятельности, общественные фонды, учреждения и объединения: ассоциации, союзы, потребительские и производящие кооперативы, органы самоуправления, управления с научной органи¬зацией труда и принятия решения, другие кооперирующиеся группы людей: сходы, собрания, советы, избиратели, выбирающие председа¬теля и его советников во всех сферах деятельности общества. Этическое общество – это совокупность государственно-обще¬ственных отношений – этических, в том числе и религиозно-этиче¬ских, экономических и политических. Этическое общество, т.е. его организующие и самоорганизую¬щие принципы, в едином функционирующем государстве – орга¬низме, охватывают широкий спектр семейных, хозяйственных (тру¬довых), правовых, культурных, религиозных, гражданских интересов народа и создается в целях удовлетворения всех интересов (потреб¬ностей), но с обязательным развитием и на основе этической потреб¬ности. Специфика всех организаций, образующих это этическое об¬щество, состоит в том, что они создаются государством и самим его народом и вначале существуют автономно, а затем сливаются в “Го¬сударственно-этическое (этосологическое) общество” и действуют в единых рамках духовного закона. В “Государстве – этическом обществе” наряду с “Всеобщей декларацией прав человека” должна действовать “Всеобщая деклара¬ция обязанностей человека”, в которой каждый человек, невзирая на национальные, этнические, религиозные, расовые и другие признаки, а также по признакам пола, политическим или иным убеждениям имущественного или иного положения обязан: - соблюдать этические законы, - сохранять экологию, т.е. соблюдать этические законы в отно¬шении природы и “братьев меньших”, - иметь и предоставлять досуг для самосовершенствования, - получать образование, учиться, познавать неизвестное через из¬вестное, - знать дозволенное и запрещенное, прекрасное и безобразное, полезное и вредное (плохое, греховное), - нести ответственность за действия и поступки соответственно намерениям (мотивам, планам). Объединения, составляющие “государство – этическое обще¬ство” возникают в связи с имеющимися основными потребностями и интересами и конкретной их реализацией. Объединения этического общества являются выразителями об¬щественного мнения и правды свободного слова и поэтому посто¬янно действующими и набирающими силу и авторитет. Объединения орга¬низуются в связи с конкретными проблемами региона, местечка и т. д., в связи с профессиональными интересами и т.п. Этическое об¬ще¬ство, его незыблемые принципы и правила объединения людей, слу¬жит своеобразной формой проявления его политической власти; это мощная самоорганизующаяся и регулируемая сфера обществен¬ной жизни, имеющая единую цель. Это то государство и среда, в ко¬торой человек, на основании Единого Закона идеального (совершен¬ного, ра¬зумного) общества, законным путем удовлетворяет свои те¬лесные, душевные и духовные потребности, развивает свою индиви¬дуаль¬ность и сознание. “Государство – этическое общество” призвано удовлетворять естественные потребности и интересы своего народа. А эти потреб¬ности и интересы (мотивация) определены и известны; нуждаются в развитии и поддержке достижения цели силами и средствами самого государства и организаций этического общества. Много объедине¬ний, организаций и движений этического общества вырастает до ме¬ждугосударственных масштабов, превратившись в мощную силу единого этического общества на основах этики и экологии, регули¬рующих процесс социального развития. Этическое (этосологическое) общество в достижении цели ис¬пользует: -достижение понимания и познания основных ценностей соци¬альной жизни, - необходимость соблюдения этических и экологических норм в районе проживания и работы, регионе, стране, необходи¬мость поддержания порядка и чистоты в доме и вокруг него; - побуждает к благоденствию, благотворительности; - поддерживает и развивает те сферы деятельности, которые обеспечивают социальную и экологическую безопасность, образование и просвещение, - предлагает научный подход в анализе и синтезе информаци-он¬ного моделирования “Государство – этическое общество”, становления и развития его, обеспечивающего человеческое развитие на всех уровнях организации – государственном, общественном и личностном. Осознание всем человечеством этики (этического, этосологиче¬ского учения) также как и осознание понятия экология (экологиче¬ского учения) повлечет за собой, в государственно-общественном строительстве, создание государства как этического общества, т.е. идеал государства – это ничто иное как этическое общество. Задача “государства – этического общества”, по закону транс¬формации в изменяющемся мире состоит в том, чтобы путем разум¬ных реформ реагировать на изменения в обществе. Будучи защитни¬ком и гласом справедливости в обществе, оно должно отстаивать ин¬тересы всего народа, т.е. гарантировать социальное обеспечение и со¬циальную справедливость. Именно формирующееся этическое общество, несмотря на все сложности, несет в себе возможности для построения лучшего буду¬щего. Теоретические и этические знания должны стать глобальными, всеобщим высшим благом. Этика, этосология (древнегреч. этос – характер), как практи¬ческая сторона теоретических знаний, тесно связана и отражается на здоровье каждого человека, поэтому просвещение и образование, на¬целенные на этику, должны однозначно разъяснять знание и приме¬нение правил этики, как приносящие здоровье и долголетие. Этике необходимо уделять такое же огромное внимание, как и экологии, занятия и поддержку которой необходимо поощрять, сти¬мулировать, пропагандировать и развивать. Этика – наиболее важное понятие жизнеобеспечения, также как и экология; это, если хотите, экология человеческих взаимоотноше¬ний, экология человеческого вида и рода, самосохранения, в конце концов - эндоэкология. Сохраняя природу, человек тем самым сохра¬няет себя. Этика призвана сохранять человека, как разумного суще¬ства – Нomo sapiens, формировать здоровую психику и тело, стано¬виться путем (методом, способом) достижения духовного развития. Этический подход к любой человеческой деятельности позволит улучшить человеческую жизнь, человеческое общество, сохранить экологию. „Пусть будет из вас единая община, призывающая к добру, приказывающая одобренное и запрещающая неодоб¬ряемое. Эти ус¬пешливы» (Коран 3: 04). Осознание своей сопричастности к обществу, к человечеству требует от личности действий в интересах общества и человечества. Личность признает общество и считается с ним как со средой своего обитания и рассматривается как источник развития и удовлетворения потребностей, формирующих личность и индивидуальность. Наиболее важное значение для морального прогресса личности приобретает форма морали, которая представляет собой не только способ организации, способ связи ее с обществом, но также и важный фактор развития личности. Этическое общество придерживается и отстаивает тезис, со¬гласно которому через моральное совершенствование личности ле¬жит дорога к созиданию справедливых (справедливости) обществен¬ных отношений. Моральные или нравственные качества делятся на добродетели и пороки и лежат в основе социальной характеристики человека (ха¬рактер, личность). Истинная нравственность – это знание того, что есть благо и прекрасное и вместе с тем полезное для человека, что помогает ему достичь жизненного счастья. Этическая потребность в справедливости, в свободе, единстве, милосердии и исполнении других добродетелей есть начало осознан¬ной жизни (сознания и совести), самопознания своего духовного на¬чала. “Познай самого себя и познаешь весь мир” – сокровенная тайна древних святилищ, остается актуальной всегда. Вопросы этики необходимо рассматривать в рамках психоло¬гии и педагогики, как воспитание характера (этос) личности, в поня¬тие которого входит учение о добродетелях и пороках (“Аспекты личности и ее формирование”). Свобода – это всего лишь свобода выбора человека (предопре¬деленная способностями и потребностями), а отсюда все понятия, от¬носящиеся к ней, приобретают смысл, в том числе и правовой. В по¬нятие право необходимо вкладывать и понятие обязан¬ность. Справедливость, как одна из главных добродетелей человека включает в себя понятие праведности, правдивости, правды. Единство (солидарность, единение, сплоченность) как понятие общественной жизни, принцип объединения, организованности и са¬моорганизованности людей. Добиться единства народа можно на базе общечеловеческих ценностей, выходящих за рамки национальных культур, так как в ка¬ждой культуре есть нравственная основа для международного обще¬ния. Этическое общество или государство, не защищающее свои духовные ценности, разрушает само себя. В этическом обществе существует понимание “предопределе¬ния человеческой жизни” посредством его способностей или потреб¬ностей и их развитием в определенных условиях. В этом обществе выбор социальных взаимоотношений является потребностью само¬выражения. Отношение к труду и обмену продуктами труда ориенти¬рованы на достижение духовных потребностей и сотворчества, а не на работу исключительно с целью получения дохода и потребления. В социально-преобразующей деятельности все социальные ин¬ституты, совместно с идеологией и наукой, не могут и не должны вы¬теснять мораль. Необходимо выделение всех форм организации (самоорганиза¬ции), которые обладают функцией сохранения и воспроизводства то-го общественного организма, внутри которого они существуют как его важнейшие органы. Прогресс в одном отношении, например в экономике, не приводит к такому же душевному подъему и даже со¬провождается в определенные периоды ослаблением нравственных устоев человеческого общежития, нарастанием эгоизма, своекоры¬стия, упадком чувства коллективизма. В последнее время проблемы развития социальной сферы, культуры, духовного мира личности рассматриваются как производ¬ные от экономической сферы. Требует изменения доктрина о первич¬ности экономики и производственных, рыночных отношений и их определяющей роли не только производства, но и для общества в це¬лом. Необходимо совершенствование самих производственных и ры¬ночных отношений общества. Создано огромное число различных экономических школ, институтов и других учреждений, но необхо¬димо ввести во всех этих заведениях обязательным изучение этики, этосологии. Неравномерность осуществления прогресса и связь его сторон – экономической, социальной (политической) и этической требуют усилий по их гармонизации, что не только экономический прогресс определяет прогресс политический (социальный) и этический, но су¬щественный потенциал совершенствования экономики и политики коренится в духовной сфере (этические учения), в развитии культуры человека. Отождествление тоталитарного государства с правящим обще¬ством людей в теории и на практике ведет людей к иждивенческому восприятию экономических, социальных и культурных достижений, разрушает естественную связь между количеством и качеством труда и получаемым благом, препятствует развитию социальной справед¬ливости и социальной ответственности как взаимообусловленных и сращенных черт общества. В таком государстве в общественном сознании появляется тип личности – человек, который потребляет и преуспевает в потребле¬нии материальных благ и нередко одновременно и культурных благ в условиях общественно неразвитой экономики, как правило - человек, имеющий доступ к бюрократической кнопке, необычайной профес¬сии. На массы людей это действует очень развращающе, негативно. Пренебрежение общественными законами ведет к отрицатель¬ным сдвигам, принося государству неисчислимые беды; нереальные цели, фиктивность оценок, демагогия, приводящая к образованию специ¬фического языка, где проблема сводится к выбору словесных штам¬пов. Этика в таком обществе резко падает, и это приводит к обще¬ствен¬ным депрессиям и кризисам во всех сферах человеческой дея¬тельно¬сти, захватывая все большие слои общества. Начинается про¬тиво¬стояние общества и государства. Подобное происходит как в ус¬ло¬виях экономического процветания, так и в условиях отставания эко¬номики. В любом случае это продукт неравенства или несправед¬ли¬вости, когда экономические блага представляют важный предмет вожделений человека, тех, кто стяжает себе только материальные блага. Этическое общество в идеале должно объединить эти разо¬рванные ориентации: государство и общество, цель и ценность, соз¬дать ценностно-целевую реальность. Имеется альтернатива: ценность или цель в духовном развитии общества и личности. Речь идет о та¬ком содержании сознания, которое определено не предметом отраже¬ния, а целями и ценностями человеческого общества. Государство и общество это два антагониста, две противопо¬ложности, в противоречиях которого объединяющим элементом яв¬ляется личность. Но этиже противоречия имеющие крайние прояв¬ле¬ния создают условия для появления типов личности. Развитие ти¬пов личности непременно основано на драматическом переживании и преодолении антиномий, которые ставит общественная жизнь. Социальная свобода в этическом обществе, государственное управление которого предполагает существование и функционирова¬ние общественной сферы политической деятельности и политических функций. Социальная свобода в таком государстве создает возмож¬ность и условия для самореализации человека; удовлетворения его духовных потребностей. Оценка духовности как развитие и синтез всех способностей (потребностей) человека сохраняет значение идеала и цели. В настоящее время понятие духовность и развитие духовности принято представлять в дифференцированном виде как “эстетизм”, “этизм” и “теоретизм”. А кроме того противо¬речивость соци¬ального прогресса, не только теоретически, но и став¬шая для всего человече¬ства жизненно необходимой, практически реализуемой, способствует в полной мере духовному прогрессу. Чтобы призывать к духовности, надо знать, что это значит, ка¬кой она может быть, какой мы ее хотели бы видеть и какими мето¬дами ее достигать. Духовность имеет свои истоки в религии и этических учениях, ведущих поиск и устанавливающих единые общечеловеческие цен¬ности до уровня всеобщей истины. Условное выделе¬ние видов духовности позволяет: - объяснить некоторые причины не¬достаточной общественной роли философов, деятелей религии и ре¬лигиоведов, их малой извест¬ности в сравнении с артистами, писате¬лями, журналистами; - выявить некоторые расхож¬дения в позициях различных групп интеллигенции по этическим во¬просам, проблемам духовного освое¬ния мира в философии, религии и науке; - и определить катего¬риальные основания их анализа и синтеза. В настоящее время, даже в среде интеллигенции понятия дух, духовное, духовность давно стали синонимами сознательного, а ду-ша, душевное отождествлены с психическими процессами или выс-шей нервной деятельностью. Иногда духовность смешивают с куль-турой или обозначают и путают с искусством (thechne), ремес¬лом, народными промыслами и даже обычаями. В философии духовность рассматривается как определенная ступень развития, возвышающаяся над минеральной, растительной и животной душой, а также над душевным состоянием человека. Философия всегда видела свою цель в анализе понятий, в кото¬рых воспроизводится наиболее общее содержание действительного мира. Духовное – это атрибут жизни в целом, а не только явление сознания. К высотам духовного человек стремиться путем развития и осознания природных способностей (потребностей), особенностей своей чувственной и психической жизни, и соответствующих им ду¬шевных эстетических функций. Духовно-теоретическое относится к той сфере деятельности, где мир постигается, а значит, осваивается в абстрактно-интуитивных понятиях, характерных для науки, ориентированной на философию, включая обязательно этику, теологию и теософию. Более широкое понимание духовного вытекает из рассмотрения теории как особого способа упорядочения мысли, рас¬пространенного и возможного только в науке, философии и идеологических системах. Теория, как и духовное, обязательно научная теория, а духовно-тео¬ретический способ освоения мира – обязательно освоение в форме теории. Сближение философии с жизнью осуществляется через этику как начало духовной сферы. Одна из задач философии способство¬вать душевной и духовной развитости людей. Духовная целостность может быть достигнута только тогда, когда достигнута идеально, став образом жизни, содержанием практики. Выявление сущности понятий “духовно-теоретическое” и “эти¬ческо-практическое” позволяет найти аргументы для естественной трактовки практики духовности, как теоретической науки преобразо¬вания самого человека, созидания личности и индивидуальности. Проблема формирования духовности тесно связана с уровнем развития душевных потребностей, под которым мы понимаем пси¬хику личности или ее типов, и неотчуждаемый от человека, непо¬средственно данный ему в чувствах мир, его психологический уклад. Если ценностное содержание сознания осмысленно этически, то оно приобретает духовность, как высшую человеческую ценность или благо и становится избранной ценностной доминантой, ведущей к идеальному. На уровне душевной жизни личности ценности непо¬средственны, а при достижении духовности соответствуют целост¬ному восприятию мира. Бездушность является предпосылкой бездуховности, т.е. нераз¬витость души, чувственных переживаний влечет неразвитость в вы¬боре ценностных ориентаций. Она тревожит педагогов, юристов, психологов и психиатров, в том числе и социологов. Этизм, как борьба за “духовность”, нередко утверждает себя в отрыве от социальной практики, в резонерствующей моральности, которая будоражит и без того взбудораженную совесть морально от¬ветственного человека и никоим образом не доходит до морально безответственных субъектов. Путь жертв, повторяющих опыт Христа, утверждающих мо¬раль, может стать всеобщим способом нравственного оздоровления общества. Путь слов, проповедей, этического теоретизма, научное рели¬гиоведение, общественные науки, обращение к позитивным народ¬ным традициям, обычаям и религиям и их научное переосмысление, несомненно, принесет успех – социальный прогресс. Общественное переустройство на началах гласности, свободы слова и печати (правды слова, совести), демократии (самоорганизо¬ванности), честности, построение государства как этического обще¬ства – вот путь духовного возвышения народа, стремящегося постро¬ить идеальное государство, общество и личность. Развитие личности основано на эстетическом и этическом вос¬питании, идеализированно представляемые в триединстве истины, добра и красоты, формирующие определенные личностные доми¬нанты или типы личности. В условиях разделения труда, ролевого общественного поведе¬ния, регламентации и планирования каждого дня, инструкций и функциональных обязанностей эстетическое переживание обладает несомненной ценностью самопознания, раскрытия глубин собствен¬ной души в необходимости воспринимать мир целостно. Эстетиче¬ское восприятие мира привлекает тем, что существует в качестве достоверности, не требующей доказательств. И простое объяснение эстетической ценности не способно превратить ее в достоверность для тех, кто этого не ощутил, не прочувствовал, не испытал. Эстетическое может переживаться как достоверная эстетиче¬ская реальность, дающая человеку ощущение полноты жизни и само¬реализации. Эстетическое воспитание – это необходимое движение, путь по которому формируют в конечном итоге культурную, эстети¬чески развитую личность. Эстетика в искусстве, ремесле и творчестве позволяет увидеть то сокровенное, тихое, внутреннее, чем живут люди; она стимулирует раскрытие творческих сил и способностей человека и выступает как определенный этап в развитии духовности. Эстетическое искусство лежит на тонкой грани человеческого и божественного (духовного) мира; по сути оно является попыткой уподобить жизнь искусству. Уйдя в сферу искусства, человек может преодолеть свое социальное “я”, но не природное. Общепризнанным и общезначащим в мире науки является ис¬пользование полученного знания для проникновения в сущность ре¬ального мира и его процессов, а также овладения этими процессами. Социальная теория может обнаружить свои возможности, отвечая по¬требностям социальных движений и, вместе с тем, чутко реагируя на те или иные симптомы, которые возникают в социальной практике. Теория есть преимущественная ориентация в отношении жизни и теоретической науки. Теоретический мир, будучи миром сущности, является миром реальной жизни. Теоретическое освоение мира отли¬чается именно этой особенностью, что, будучи реально обращено к целому, позволяет само по себе и при посредстве соответствующих дерационализаций и воплощений в практике пережить целостность и полноту теоретического знания. Без теории в жизни все сложнее. Теория и практика, выступая как противоположности, вместе с тем составляют единство. При отрыве практики от теории не учиты¬вается то обстоятельство, что теория в науке вскрывает существен¬ные связи и отношения самой практической деятельности людей. По¬явление определенной научной задачи есть достижение соответст¬вующего уровня практикой теории. Оторванная от теории практика не получает импульсов развития, может вести к заблуждениям, ка¬таклизмам и катастрофе. Связь социальной практики с теорией – это, прежде всего связь с социальными законами и общечеловеческими ценностями на пути социального прогресса. Для обеспечения должной, желаемой направленности социаль¬ных процессов необходима теоретическая направленность деятельно¬сти, которая может быть только в сторону этики. Практическая реализация государства как этического общества будет обладать качествами, чертами идеального существования. В методологии науки выявлено обстоятельство, что результаты наблюдений фиксируют не только положение дел, но включают и субъективную (личностную или типа личности) оценку и активность исследователя, и знания, и представления не являются компонентом теоретической системы, а просто некоторыми взглядами широкого интеллектуального фона. Научные знания об обществе должны стать общенародным достоянием, так как они могут проявить свою силу и действенность по мере овладения множеством людей. Здесь речь идет об идеях, ко¬торые являются продуктом теории, так как причинами неэффектив¬ности общественных движений являются недоверие и пассивность людей. В социально-преобразующей деятельности, практике людей в целом в качестве посредника выступают все социальные институты, влияющие на все формы общественного слияния с идеологией и нау¬кой. Теоретическое осмысление фактов, их связи, сущности, спосо¬бов взаимодействия, законов, их отношений и тенденций развития вскрывает их действительное движение и в этом смысле адекватно живой и богатой событиями обыденной жизни. Однако теоретическое воспроизведение реальной действительности связано с серьезными трудностями. На этом уровне практики теоретическое знание бралось за поиски наиболее адекватных возможностей для совпадения знаний о мире с деятельностью по его преобразованию. В настоящее время, требующее личного и заинтересованного участия людей в общественной жизни, побуждает их к поиску вер¬ного, подлинного знания, но небезразличного человеку знания – по¬иску правды. Говоря о связи обществознания и мировоззрения, необ¬ходимо отметить связь духовно-теоретического и практического ос¬воения мира, т.е. практического значения научного мировоззрения. Теоретическое мышление формирует особые черты правильного от¬ношения человека к действительности и самому себе, требует веры, а значит знания и убеждения, доказательности, проверяемости, обще¬значимых выводов, ориентируют на преобразование человека, обще¬ства, т.е. связано с активной жизненной позицией. Социологические законы или законы общественной (социальной) жизни также как и за¬коны физики имеют в основе своей определенные условия, непре¬ложные регулярности природы и ее жизненных проявлений. Кажущаяся их относительность возникает из-за утрачиваемого смыслового трактования закона в словесной формулировке и измене¬ниях, происходящих в методологии, технологии (искусстве) и моти¬вировке, т.е. вербализации потребностей. А отсюда и их историческая и любая другая относительность. Законы психологии, как и законы физики, т.е. физического те-ла, но не простого тела, а сложного, составляющего организм, ста¬новятся понятными и вполне определенными. Социология, базирую¬щаяся на законах психологии, как биологическая наука, имеющая де-ло с живыми существами, это еще и наука об общности, механиз¬мах объединения и разъединения людей как одного вида и рода. В физике явления объясняются с использованием количествен¬ных понятий и математических формул; в социологии события объ¬ясняются в качественных понятиях, например, через конфликт, ком¬промисс, консенсус. Качества определяются чувствительностью или интуитивно¬стью, значит основным методом в социологии может быть метод ин¬туитивного понимания. Интуиция развивается или возникает спон¬танно у людей занятых абстрагированием, т.е. мышлением, отвлечен¬ным от материального мира, “умозрением умозрительного”, а также при исполнении этических правил и духовных законов. Перед социологией, как теоретической наукой, стоят следую¬щие вопросы: - социум и его разновидности (группа, коллектив, общество, го¬сударство, нация, народность, раса и т.п.), - социум и личность, их взаимосвязь и взаимообусловлен¬ность, - принципы объединения и разъединения людей; естественные и искусственные, - управление и самоуправление. Социология, как наука и практика, решает следующие про¬блемы, задачи и ставит цели: - осуществляет поиск и выведение законов, движущих общест¬вом, знание которых позволяет определить силы этого дви¬же¬ния, - даёт чёткое определение обществу и кругу вопросов связан¬ных с ним, - социология начинается по классификации наук с этики, зна¬чит законами социологии, будут законы этики. Этика в своем развитии внутреннего и внешнего содержания делится на этосологию – учение о характере или добродетельного формирования личности и всего из этого вытекающего. По признакам внешнего содержания этика развивается в эко¬номику (экологию) – учение об учёте и расходовании природных и человеческих ресурсов и всех ценностей с этим связанных, а также политику или учение о силах, движущих этическим и экономическим развитием, т.е. политика и есть социология, если учитывать при этом этику, этосологию. Изучение и становление социологии, как науки, необходимо начинать с этики, которая в свою очередь имеет свои разделы - эко¬номику (экология + производство, распределение) и политику. Таким образом, социология занимается следующими вопро¬сами общественной жизни – этикой, экономикой и политикой. Заблуждением и тупиковым развитием социологии считается раздельное изучение этих вопросов рассудочного мышления, как дея¬тельности человека. Выведение законов социологии из чего угодно, но только не связанных с этическими принципами, является фальси¬фикацией и ненаучно, т.е. имеет противоречивый характер, который может приводить к социальным потрясениям и природным катаклиз¬мам. Развитие социальной науки, не идущей по этому пути, дало раз¬витие “социальных наук” у которых одно занятие – это практика предположений по социальному усовершенствованию. Этические убеждения, вера и ответственность, критерии общечеловеческих цен¬ностей, гуманизм – вот вопросы и механизмы в социологии. Социология – это наука, занимающаяся проблемами безупреч¬ного функционирования общественного организма. Торжество человеческого духа – его способность к постиже¬нию разума и истины, к овладению условиями жизни, а в самой ис¬тине – важнейший способ, ориентируясь на который можно достичь разумного устройства общества. Войны не просвещают разум человека, не освобождают от страха и суеверий, они причиняют людям тяжелый ущерб, особенно с тех пор как люди стали состязаться в вооружении и применять все новые способы ведения войны. Была изобретена письменность, и поэты начали писать свои по¬эмы. Люди перешли к новой фазе в развитии общества. С откры¬тием и применением золота и ему подобных металлов в качестве меры бо¬гатства и его увеличение, с дележом имущества (т.е. с появ¬лением ча¬стной собственности, взамен общественной) у людей воз¬никает за¬висть, тщеславие, жажда власти, а в связи с этим учащаются насилие, раздоры и войны. Скипетры (скрижали, скинии) царей (ата) имевшие в начале раннего периода неограниченную власть закона, были нис¬провергнуты. Чтобы люди не погубили себя в борьбе за власть, пона¬добилось избрание властей, создание законов или дого¬воров. На сме-ну раннего периода человеческого общества, когда не было госу¬дарства, пришло государство. Оно выросло из этической потребности предотвратить взаимную вражду людей и анархию за¬кона как резуль¬тат этой взаимной борьбы (войны). Несмотря на су¬ществование зако¬нов или договоров, рост богатства и огромную до¬бычу золота, жизнь людей омрачается страхом наказаний, множест¬вом мрачных забот, в том числе и заботой о войне, где договоры о мире постоянно нару¬шаются. Общество, где произвол и насилие не уничтожены, законы (договора) не исполняются, подобно обществу анархии законов и произвола, взаимной вражды и несправедливости. Преимущество в этом периоде развития общества, имеют те обще¬ства, которые пони¬мают принципы единства (организации) людей – исполнение (дейст¬вие) закона как функцию идеального (совершен¬ного) государства, где познание и утверждение этических законов яв¬ляется условием разум¬ной (благодатной, справедливой) жизни обще¬ства и природы, осно¬ванной на взаимной помощи и дружбе между людьми. Истинные этические учения главной задачей ставят уничтоже¬ние страха смерти, из которого проистекают все беды человечества. Общество неравенства и взаимной вражды усиливает страх смерти, отсюда жажда власти и богатства, подпитывающие невежество и вражду между людьми. Люди в таких обществах действуют под влиянием личного интереса, эгоистических побуждений. Теории организации этических обществ содержат в себе теории познания, основанные на вере в разум, разумной жизни, разумного устройства общества, такого общества, в котором мораль диктуется разумной сущностью человека и природы. Человек в этическом об¬ществе думает о благе других, готов на самопожертвование, избавлен от страха смерти, а раболепие и благоговение только перед Высшим Разумом. Наиболее развитым и совершенным обществом является такая организация людей, где правила самоорганизованности сведены до минимума и управляются наименьшим количеством законов и лишь духовными законами (или законами духовного развития общества). Великий гуманист и ученый Абу Али Ибн Сино в творческом наследии, оставленном для всего человечества, рассматривая теоре¬тические и философские науки, считает что “философские науки раз¬деляются на два вида: первый осведомляет нас о наших собственных действиях и называется практической наукой, так как польза ее “в том, что она учит нас, что мы должны делать, дабы устроить наши дела в этом мире…”. Затем он раскрывает сущность практики, кото¬рая лежит в понимании теоретической науки и по этому поводу разъ¬ясняет: “Практическая наука распадается на следующие три (науки); Первая наука – наука об управлении народом, дабы необходи¬мое для него сообщество было упорядочено. И эта (наука) бывает двух видов: 1) о том, какими должны быть религиозные законы, 2) политика. Первый из них – основа, а второе – ответвление и следст¬вие. Вторая наука – об управлении домом, дабы то сообщество, ко¬торое образуется в доме между женой и мужем, отцом и детьми, хо¬зяином и слугой, было упорядочено. Третья наука – о себе самом, то есть, каким должен быть чело¬век по отношению к самому себе. Стало быть, поскольку человек бывает или в отдельности, или в сообществе, а сообщество бывает между членами семьи, или между земляками, то и практическая наука должна разделяться на три вида: первая – наука об управлении городом, вторая – наука об управлении домом, третья – наука об управлении самим собой”. Естественным стремлением к объединению и организации яв¬ляются потребности мужчины и женщины, соединяющихся узами священного брака, в целях размножения рода человеческого. И такой союз называется семьей. Семья является основой организации и объ¬единения, а также на всех этапах развития человеческой психики, ти¬пов личности, характера личности и индивидуума играет одну из главных ролей. Этику или этические учения необходимо рассматривать в раз¬деле психологии философской науки, охватывая смежные ее специ¬альности: социальную психологию, социологию, все виды приклад¬ной психологии, включая психотерапию и психиатрию и т.п. Понимание психологии человека и формирования его психики, через генетически заложенные способности путем удовлетворения и развития потребностей, а также развития этического учения из этиче¬ской потребности, позволит решить многие проблемы в стремлении человечества к единству, создании идеального государства, общества, полноценной личности и подготовить условия для перехода к инди¬видуальности. |